Сирийская Церковь Антиохии – вселенская и апостольская церковь. Несмотря на общее название Сиро-Православная, церковь принадлежит не к православным шестнадцати автокефалиям, а к древневосточных церквям (коптов, армян, эфиопов, сирийцев), не признавшим решения Халкидонского Собора (451 г.).
Апостол Петр считается основателем и первым епископом Антиохии. Сирийский Патриарх, Его Святейшество Моран Мор Игнатий Ефрем II, который сейчас проживает в Дамаске, поддерживает его в непрерывной апостольской преемственности. Он является 123-м Патриархом в преемственности апостола Петра и носит титул «Патриарх Сирийской Православной Церкви Антиохии и всего Востока».
Глава Сиро-Яковитский рассматривается как общий отец для всех членов Сирийской церкви, где бы они ни находились. Ему подчиняются католикосы, епископы, монахи, диаконы и миряне всех рангов Сирийской Церкви. Имя Патриарха предшествует имени Католикоса Индии и епископов в их соответствующих епархиях во время евхаристического богослужения, в конце ежедневных молитв, на религиозных церемониях, таких как рукоположения, посвящения и т. д.
Его религиозные прерогативы включают учреждение католикоса, рукоположение должным образом избранных епископов и освящение елея миропомазания при условии, что с ним на церемонии присутствуют по крайней мере два епископа. Таким образом, он имеет право созывать общие синоды и другие синоды, председателем которых он является. Он не может быть низложен, если не отступит от христианской веры или не последует еретической вере вопреки трем Вселенским соборам (Никейскому, Константинопольскому и Ефесскому) и учению святых отцов, или если он отклоняется от канонического права, или если он страдает неизлечимым душевным расстройством, или виновен в серьезных правонарушениях, что не может совмещаться высшим авторитетом в Церкви.
Синод наделен правом избирать и назначать патриархов, утверждать избрание епископов и проверять их в случае отступления от вероучения и канонического права, а также при переходе их с одной епископской кафедры на другую, их отставке или принять, или отклонить импичмент, если это необходимо. Синод также имеет право принимать решение о создании новой епархии или упразднении существующей. Собрание синода правомочно, если в нем принимают участие не менее 2/3 его членов. Синодальные решения, принятые большинством, вступают в силу после их утверждения Патриархом. Таким образом, Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха является высшим богословским и законодательным органом Церкви.
Чтобы лучше понять специфику Сиро-Яковитской Церкви, нам необходимо рассмотреть отдельные моменты её истории и вероучения. Термин «сирийцы» не относится к современному государству Сирия, а восходит к арамейским христианам первого века, которых в их центре называли антиохийскими сирийцами.
Согласно сирийскому христианскому учению, Бог Всевышний, и Писание боговдохновенно. При этом она опирается на толкование Священного Писания отцами Церкви и предания, полученные ею от апостолов. Церковь черпает свое учение из веры в то, что в Писании есть божественное вдохновение. При этом она опирается на толкование Священного Писания святыми отцами и предания, полученные ею от святых апостолов. Сирийские христиане верят в Троицу, воплощение Бога и имеют семь таинств.
Церковь живет верой, установленной тремя святыми Вселенскими соборами в Никее (325 г.), Константинополе (381 г.) и Эфесе (431 г.).
Сирийская Церковь восходит к раннехристианскому Антиохийскому Патриархату, который традиционно считает себя основанным апостолом Петром, действовавшим в Антиохии по Деяниям апостолов. Всем известно, что и римская кафедра, где нынче восседает Папа Римский, была основана апостолом Петром, а Папа Римский – его приемник. Таким образом сирийцы – прямые конкуренты Ватикана за первенство владеть «ключами Петра».
После Халкидонского собора 451 г. этот патриархат раскололся на группу последователей Халкидонских христологических формул (Греческий Православный Антиохийский Патриархат) и противников Халкидона, которых веками преследовали византийские императоры и называли «монофизитами». Из последнего возник Сирийский Православный Антиохийский Патриархат, который, однако, решительно отвергает обвинения в «монофизитстве». Несмотря на гонения на их церковную иерархию со стороны византийских императоров, епископу Иакову Барадаю удалось реорганизовать эту церковь в VI веке, поэтому сирийские христиане также упоминаются в старых конфессиональных заказчиках как «яковиты» — иностранный термин, которым они отвергают.
Итак, по вероисповеданию Сирийская Церковь ближе к церквям Ближнего Востока (Коптская Церковь, Армянская Апостольская Церковь, Эфиопская Церковь, Эритрейская Церковь) и вместе с этими церквами образует «Восточную Православную», или, что более точно, «Древнюю Восточную» (до-халкидонскую) церковную семью. Также, как и перечисленные церкви она отличается одним пунктом в догматике от Православных и Католиков. Если последние исповедуют соединение двух природ в персоне Господа Нашего Иисуса Христа: «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно», то сиро-яковиты исповедуют «слитно». Поэтому строгобогословски их нельзя считать монофизитами, отрицающими богочеловеческий синтез. Сирийские христиане признают и Божественность, и Человечество Иисуса Христа, только по-своему трактуют их синтез. Их верно было бы называть миафизитами, потому что данный термин точнее фиксирует специфику их вероучения. Также, как копты и армяне, сиро-яковиты являются нашими двоюродными братьями.
Родиной Сирийской Церкви является Арам (сегодняшняя Сирия), но не в современном, а в позднеантичном значении этого имени. Районы сегодняшней Сирии, Ливана, Иордании, Израиля и Палестины, северная окраина Аравийского полуострова, Синайский полуостров и, наконец, что не менее важно, районы на юго-востоке сегодняшних Турции и Ирака были Сирией в то время. Для простоты и для того, чтобы отличить его от современного государства Сирия, ниже мы будем называть его древней Сирией.
Лингва-франка в древней Сирии был арамейским (примерно с VI века до н.э.), а позже его потеснил греческий (с III века до н.э.). Иисус Христос и Его ученики говорили на арамейском языке. Как, например, иврит и арабский, он принадлежит к семитской языковой семье и образовал множество диалектов. Наиболее важной формой христианского арамейского языка является сирийский с собственной письменностью (не путать с языком сегодняшней Сирии, арабским). Он произвел обширную и разнообразную литературу, особенно впериод с третьего по тринадцатый век. На этом языке были созданы жемчужины восточной патристики, но, к сожалению, они мало известны в переводах на европейские языки и доступны только узкому кругу специалистов.
Вернемся в период зарождения Христианства на этой территории. Его центром стала Антиохия (сегодня Антакья на юге Турции, примерно в 30 километрах к востоку от побережья Средиземного моря), третий по величине город Римской империи, былтогда столицей провинции Сирия, а затем имперской епархии Ориенс (Восток, Восток).
Антиохия приобрела огромное значение для христианства. Именно здесь возникла первая языческая христианская община, и здесь впервые уверовавшие во Христа стали называться христианами (Деян. 11.19-21.26). Отсюда апостол Павел отправился в свои три миссионерских путешествия на запад и север (Деян. 13:1-3; 15:35-40; 18:22 и далее); город также стал центром распространения христианства на восток.
Древняя Сирия и Египет места зарождения христианского монашества. Его дух, дух покаяния, простоты, полного посвящения Богу и неусыпного ожидания Иисуса Христа, глубоко проникли в сирийские церкви и до сих пор не забыты арамейскими верующими. Они всячески стараются содействовать некогда цветущему монашеству, которое, как и вся их Церковь, пострадало и пришло в упадок в тяжелых обстоятельствах, скорбях и гонениях, но тем не менее все-таки смогло сохранить себя. Проницательность молитвенного настроя заметна в неторопливых, несмотря на различные сокращения, часто довольно длинных церковных службах, которые также дают человеку, находящему время, вздохнуть с облегчением и ответить на зов Божий.
Церковная жизнь протекает преимущественно на уровне приходов, которые не только собираются вместе для богослужений, но и представляют собой важную социальную сеть для верующих. По сей день литургия в Сирийской церкви в основном совершается на древне-арамейском языке, сирийском диалекте, который, согласно традиции, также был родным языком Иисуса Христа. Поскольку они особенно гордятся этим, многие сирийские христиане называют себя «арамейцами». Евхаристическая служба по-сирийски называется «курбана» (приношение). Сирийская церковь знает большое количество литургических форм (около 80), многие из которых восходят к старо-иерусалимской литургии св. Иакова. Вряд ли есть какие-либо правила относительно того, когда какую молитву следует использовать, поэтому здесь сложились разные региональные традиции. Это касается и языка литургии: как правило, тексты читаются на древне-арамейском языке, но в Сирии используется и арабский, в Индии — местный малаялам, а в Америке — английский.
Верующие все больше осознают свою ответственность за свою церковь, в том числе и в финансовом плане. Брак священников допускается. Епископами назначаются монахи-священники или овдовевшие приходские священники.
Сиро-Яковитская Церковь никогда не знала государственных милостей и почти постоянно была гонима. После того, как арабы завоевали Антиохию — сегодняшнюю Антакью — в 638 году и Эдессу — сегодняшнюю Санлыурфу — в 640 году, эти христиане пережили период испытаний, но смогли сохранить свою веру, поскольку мусульманские правители, обложив их налогами, проявляли к ним терпимость.
Однако в IX веке, под властью абасидов, благосклонность мусульман закончилась, и начался период притеснений и гонений. Был определенный расцвет во времена крестовых походов, но он завершился с нашествием монголов при Чингисхане в XIII и XIV веках, многие представители этой церкви пали жертвами преследований. Пришедшие затем в этот район курды-мусульмане — потомки мидийцев — также подавляли сиро-яковитов.
На рубеже XX-го века сирийские христиане были причислены турками к армянам и стали жертвами ужасных погромов, по оценкам, были убиты сотни тысяч человек; в 1930-х годах в районе Тур-Абдин проживало всего 130 000 сирийских христиан. С тех пор те, кто остался, были втянуты в конфликты между турками и курдами, так что сейчас здесь проживает всего 2000 христиан. Поэтому в 1959 году патриарх перенес свою официальную резиденцию в Дамаск в Сирии.
Напряженность между турками и курдами в районе традиционного расселения сирийских христиан на юго-востоке Турции привела к волне эмиграции в Европу и Америку в ХХ веке, так что сегодня большинство верующих этой церкви уже не живут в стране их происхождения, а в западной диаспоре.
Сирийская Церковь представлена в виде архиепископий или патриарших викариатств в следующих регионах: Ближний Восток (Сирия, Ирак, Израиль, Иордания, Ливан, Турция, ОАЭ), Европа (Швеция, Нидерланды, Бельгия, Франция, Люксембург, Великобритания, Испания, Германия, Швейцария, Австрия), Северная Америка (США, Канада), Центральная и Южная Америка (Гватемала, Аргентина, Бразилия), Океания (Австралия, Новая Зеландия) и Индия.
Число последователей Сирийской церкви составляет около двух миллионов человек. Большинство из них живут в Индии, а остальные в основном разбросаны по Сирии, Ливану, Ираку, Иордании, Турции, Египту, Европе, Северной и Южной Америке и Австралии. На исторической родине этой церкви, то есть на Ближнем Востоке сегодня проживает почти 200 000 сирийских христиан, то есть около 10%.
Сирийская Церковь состоит из 27 епархий, 10 из которых находятся в Индии, а остальные разбросаны по разным частям мира. В каждой епархии есть епископ, который наблюдает за ее духовными делами, такими как рукоположение священников, монахов и дьяконов. Он освящает алтари и новые храмы, священный елей для крещения и управляет администрацией. В каждой епархии есть церковный и мирянский советы, помогающие епископу в исполнении его обязанностей. Все эти епархии отстаивают веру Церкви и сохраняют свои древние апостольские традиции. Церковные обряды, как мы уже отметили выше, проводятся на древне-арамейском и местных языках.
В прошлом у церкви, были сотни монастырей, некоторые из которых существуют до сих пор. Наиболее известны на Ближнем Востоке:
1. Монастырь Святого Матфея близ Мосула в Ираке.
2. Монастырь Святого Гавриила в Тур Абдине в Турции; (оба монастыря 4-го века).
3. Монастырь Святой Хананьи, известный как Дейр Аль-Заафан, недалеко от Мардина в Турции, основанный в 8-м веке.
4. Монастырь св. Марка в Иерусалиме заслуживает особого внимания. Есть комната, в которой Иисус Христос и его ученики установили таинство Святого Причастия. Историчность этого подтверждается записью, обнаруженной под штукатуркой монастырского храма в 1940 году. Надпись VI века на сирийском языке гласит: «Это дом Марии, матери Иоанна, называемого Марком».
Церковь имеет две духовные семинарии, одну в горах Ливана (Ачане) и другую в Индии, где обучаются священнослужители. Сирийская Церковь заметно развивается и растет.
Сирийская Церковь является членом Всемирного Совета Церквей, к которому она присоединилась в 1961 году. Она участвует в экуменическом диалоге на многих уровнях. Она была одним из основателей Ближневосточного совета церквей в 1974 году.
Сирийская церковь ведет диалог с Римско-католической церковью, результатом которого стали две «Совместные декларации» римских пап с сирийскими патриархами. В первой (1971 г.) полемика о христологии (то есть вопрос о догматах, принятых на Халкидонском Соборе) была объявлена исчерпанной, во второй (1984 г.) была согласована и взаимная пастырская помощь, включающая в себя и ограниченное общение в таинствах, с тем чтобы сирийские христиане получили таинства покаяния, соборования и могли принимать Евхаристию, если нет священника своей Церкви, и наоборот. Также ведутся богословские дискуссии с церквями византийского Православия (с 1985 г.), Всемирным альянсом реформатских церквей (с 1993 г.) и Англиканской Церковью (с 2002 г.).
Общение в вере, надеемся, что со временем будет восстановлено среди различных церквей, в том числе и по тому, что ХХІ век – это сложное время, период новых испытаний. И от того, как все мы, христиане разных традиций, пройдем их, зависит судьба нашего мира.