0 Comments

Святой Симеон Столпник поражает и завораживает многих людей, не только тех, кто интересуется жизнью Церкви первых веков. Житие преподобного Симеона известно во всем мире, и, поскольку оно так чудесно, что преодолевает все способности человеческой природы, люди будут говорить о нем с удивлением. Люди верят тому, что слышат, когда думают, что могли бы сделать то же самое; но что бы они ни считали выше своих сил, они в этом отрицают свою веру. Святой Симеон Столпник (Симеон Столпник Старший) – безусловно, одна из самых интригующих фигур в сонме святых христианской Церкви (его чтут и Православная и Католическая конфессии).

Он  родился в конце IV века в пастушеской семье в городе Сис на границе Киликии и Сирии (нынешний город Козан в Турции). После смерти родителей и брата он захотел жить отшельником. Поэтому он продал свое имущество и раздал деньги бедным. Чуть позже около 400 г., будущий святой присоединился, к отшельникам, жившим в монастыре Евсебон в Сирии.

Но примерно через 12 лет ему пришлось покинуть стены монастыря, поскольку его аскетическая практика была слишком радикальна для живших там монахов. Монахи в монастыре ели каждый третий день, а Симеон ел каждый шестой день. Он также подпоясывался веревкой из пальмовых листьев, которая со временем врезалась выше бедер в тело юного аскета. Настоятель приказал ему снять веревку, а затем изгнал его из монастыря. Некоторое время он скитался в горах, где его нашли монахи, посланные настоятелем из монастыря в Теледе. В итоге там он и поселился. Прежде чем жить на столбе, Симеон пробовал и другие методы умерщвления: связывал свое тело веревкой, втискивался в чрезвычайно тесную пещеру и приковывал себя к камню. Он вел крайне аскетический образ жизни. Записи агиографов свидетельствуют, что он связал свое тело веревкой из пальмового лыка, густо переплетенной шипами, приказал запереть себя в каменной цистерне с водой, жил в пещере настолько тесной, что не мог в ней вытянуть ноги, и приковал себя к валуну цепью длиной в несколько метров.

В некоторых источниках сообщается также, что, взяв с собой небольшой запас воды и хлеба, он сам замуровался в небольшой хижине. Слава о его подвижнической жизни, мудрости, доброте и простоте привлекала толпы.

Через некоторое время он переехал в Антиохию Сирийскую, где жил на построенном им каменном столпе с небольшой площадкой наверху. Он не покидал эту платформу около 40 лет — отсюда и прозвище Столпник — и со временем только увеличил высоту своего столпа. Он был первым, кто избрал именно этот путь аскетизма, проведя жизнь на столпе.

Термин «столп» происходит от греческого слова, что означает «колонна». Это весьма специфическая форма христианского аскетизма, при которой монах, решивший его совершить, длительное время остается на вершине столпа (или колонны). Там он ищет одиночества и тишины, но это также форма покаяния. Эта уникальная (и довольно строгая) практика возникла в первые века христианства, особенно в Византийской империи.

И Симеон был первым, кто построил каменный столп (первоначально высотой около 3 м, который затем был поднят до окончательной высоты около 18 м), на котором поставил платформу площадью около 4 м². Он проповедовал и беседовал с толпами посещавших его людей.

Симеон Столпник прославился, как великий кающийся грешник. Он ограничил прием пищи до минимума и носил только плащ с капюшоном. Святой провел много часов в созерцании и молитве.

Его необычное поведение привлекло множество любопытных людей. К Симеону приходили люди за советом и просили ходатайствовать перед Богом в различных вопросах. Писатель и историк церкви Феодорит Кирский упоминает, что таким образом Симеон обратил многие тысячи пришельцев из языческой Аравии и Персии. Более того, он решительно выступал против несторианской ереси, отрицавшей соединение Божественности и человеческой природы во Христе.

На столпе преподобный Симеон пробыл 37 лет, посвятив себя посту и молитве, а после полудня беседуя со все большим количеством паломников. Используя лестницу, они поднялись на вершину колонны, где сидел Симеон, что также позволило ему вести обширную переписку с теми, кто не мог его навестить. Известно  что, он переписывался со Св. Женевьевой Парижской. Многие благочестивые христиане уважали Симеона Столпника и даже император Феодосий Второй и его жена Евдокия слушали его проповеди. Некоторые из его писем сохранились до наших дней. Им свойственны уравновешенность, здравый смысл и умеренность.

Большую часть своей жизни он посвятил молитве, стоя на шесте, подвергаясь воздействию всех стихий, практически без еды. О необыкновенной жизни Симеона Стопника свидетельствуют, в частности, сочинения  блаженного Феодорита Кирского, который упоминает, что Симеон обратил многие тысячи людей из языческой Аравии и Персии примером великого аскетизма и покаяния. Кто-то приходил посмотреть, кто-то за советом, кто-то за исцелением.

Столп часто становился кафедрой, с которой этот святой учил и давал наставления приходящим к нему за советом. Также отец пустыни – Авва Геласий в одном из своих сочинениях упоминает, что Симеон «сиял, как свет великий, потому что образ жизни его был сверхчеловеческим».

Однажды к Столпнику пришёл сатана в образе ангела. Он искушал Симеона обещанием предстать перед самим Богом. Когда подвижник уже собирался сесть в колесницу, и поставил на неё одну ногу, то одумался и распознал нечистого. В качестве покаяния святой решил целый год простоять на одной ноге, которой практически «ступил в ад». Свое решение он выполнил, несмотря на то, что на его ноге появились гнойные раны, в которых завелись черви.

Его единственной пищей были сухофрукты, рис и ячмень, а пил он только воду. Он начинал молитвы после захода солнца и заканчивал в 9 утра. Днем к нему приходили люди, и он читал им проповеди и поучения. Симеон исцелял больных, утешал страждущих, указывал путь заблудшим и находил для каждого доброе слово.

Злые люди называли его уродом и колдуном, утверждая, что только с помощью дьявола он мог вести столь суровую жизнь. Они оклеветали его перед священниками и епископом. Епископ послал гонцов и приказал святому спуститься со столпа. Действительно ли им руководят ангельские или адские силы? Повинуясь приказу епископа, сподвижник начал спускаться с колонны. Когда посланники увидели это, они сказали: «Оставайся, человек Божий, на столпе! Поскольку ты подчиняешься власти, ты доказал, что не гордость сатаны привела тебя сюда, а вдохновение Божье». Так и остался Симеон на столпе, молясь, страдая, умерщвляя плоть и делая добро людям.

Окружающее население приносило ему пищу, которую он ограничивал до предела, утомляя и унижая свое тело непрекращающимся постом. От дождя и чрезмерного солнца его защищал только капюшон.

По одной из легенд, однажды на столп поднялась прокаженная дочь одного из местных вельмож. Отец отделил ее от остальных братьев и сестер и привел к тому месту, где находился на колоне святой Симеон. Однажды отшельник, заметив девушку возле столпа, попросил у нее воды. Девушка протянула её ему, плотно закрыв лицо. Подвижник спросил её о причине того, что она скрылась. Тогда дочь вельможи, открыв лицо, призналась, что больна проказой. Святой Симеон выпил часть поданной ею воды, а остальное вылил на лицо больной, у которой сразу же исчезли признаки этой страшной болезни.

Приходили к святому за советом, просили заступничества у Бога, как в частных, так и в общественных делах. Императоры воздавали Симеону великую славу, и оказывал ему истинное почтение.

Удивительная форма аскетизма Симеона Столпника к славе Божией привела к тому, что он был окружен большим почитанием еще при жизни. Место его сурового аскетизма стало центром паломничества на севере Сирии. Христиане посещали его толпами, и после смерти Симеона они начали строительство огромного храма, финансируемого византийскими императорами Львом и Зеноном, почитавшими святого старца.

Пример Симеона Столпника породил движение столпников-подвижников; многие монахи продолжили  практиковать этот вид аскетизма. Однако идея не распространилась на Западе, не распространилась и на другие христианские центры. Святилища столпников, восточных отшельников на вершинах колонн, стали в VI и VII веках очень популярными в районе Сирии. Среди наиболее важных столпников на территории Сирии и Турции следует выделить: Столпника Даниила (409-493), Симеона Столпника младшего (517-592), Святого Алупия (VII век), Святого Луку (879-979), Лазария (968-1054) на горе Галесион близ Эфеса.

Богословское оправдание этой формы аскетизма следует искать в монашеском идеале исихазма. Это слово с греческого означает тишину, но и покой. Добровольно отстранившись от общества и живя на вершине колонны, Столпники стремились отстраниться от отвлекающих факторов и оставаться в состоянии постоянной молитвы.

Симеон умер 28 августа 459 года. Его похороны историки отшельнической жизни описали, как событие чрезвычайное. В них приняли участие, в частности, патриарх Антиохийский, шесть епископов, императорский наместник, множество монахов и бесчисленные толпы верующих. Через некоторое время тело Симеона Столпника торжественной процессией перевезли из Антиохии в Константинополь. На месте, где стоял столб, был построен великолепный храм. Строительство началось во времена византийского императора Льва, а после его смерти работу по строительству взял на себя следующий византийский император Зенон. За четырнадцать лет (476-490) была построена одна из самых больших и красивейших церквей времен правления этого императора. Это было огромное здание, построенное по плану греческого креста, размером 80 на 90 метров. Каждая из четырех частей креста образовывала отдельную базилику с тремя нефами. Базилики были соединены аркадами с восьмиугольным центральным двором, вероятно, перекрытым сверху деревянным куполом. Центральной точкой двора была колонна св. Симеона. Главный вход с четырьмя порталами находился в западном рукаве креста. Противоположная, восточная рука имела слегка наклоненную к северу ось, что символизировало наклон главы Распятого Христа. Ниже, у подножия холма, были построены монастыри, ксенодохии (гостиные дома) и другие постройки, предназначенные для паломников.

Сегодня остатки византийской церкви, построенной вокруг столпа Симеона, от которой сохранилось лишь несколько камней, являются свидетельством образа жизни и форм аскетизма, которым он положил начало.

До 17 века на место подвигов преподобного Симеона приходили паломники. К сожалению, именно это место было разрушено арабами. А во время сирийского конфликта,  28 мая 2015 г., церковь была оккупирована коалицией курдских войск.

Святой  Симеон обычно изображается в полуфигуре на столпе, с длинной седой бородой и в черных монашеских одеждах, держащим в руках образ Спаса Нерукотворного.

Столпник является святым из того поколения, когда христианство не было декоративной карнавальной забавой, а являлось искренним рвением души.