Продолжение, начало здесь.
В некоторых западноевропейских странах, например, в Англии, Румынии, Шотландии, Швеции, Норвегии, Дании и т.д, существуют государственные церкви. Это означает, что одна деноминация или религиозная организация пользуется поддержкой государства и в какой-то степени управляется им. Другие деноминации допускаются, но ожидается, что они будут самоокупаемыми.
Государственная церковь — церковь, обладающая привилегированным положением на территории определенного государства. Статус государственной церкви регулируется соответствующим законом. Государственная церковь может получать поддержку из бюджета. В отношении верующих религии государственной церкви всегда проводится политика веротерпимости.
В некоторых государствах конституционные формулировки относительно статуса вероисповедания большинства населения не содержат прямого указания на гос. статус такого вероисповедания, но предусматривают его привилегированное положение, которое может считаться аналогичным статусу государственной церкви. Так, во 2-й ст. Конституции Аргентины говорится о том, что правительство поддерживает Римско-католическую Церковь; в Конституции Ирландии провозглашено, что «государство признает особое положение святой католической апостольской Римской церкви как хранительницы религии, исповедуемой значительным большинством его граждан» . Такое положение в Конституции Ирландии отличается от имеющихся статей по этому поводу в конституциях или иных законодательных актах некоторых государств, например, Болгарии (Конституция 1991. ст. 12. ч. 3), РФ (преамбула Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сент. 1997), где дана лишь констатация особого исторического значения одной или нескольких религий в стране, без предоставления им особого правового статуса.
В Германии нет государственной церкви, но и католическая, и основные протестантские церкви, которые являются лютеранскими реформаторскими, поддерживаются государством. Кроме того, существует несколько других конфессий, все они одинаково терпимы, но не финансируются правительством. Католической церкви выплачиваются «компенсации» за преступления нацистского режима. Во Франции римско-католическая церковь является крупнейшей конфессией в стране, но она полностью самоокупаемая. Правительством разрешено использовать церковные здания, которые по закону являются государственной собственностью, но духовенству платят из церковных пожертвований.
В ряде гос-в особый статус католической Церкви закреплен их конкордатами с Ватиканом, несмотря на то что при этом в конституциях может содержаться положение об отсутствии государственной церкви. Так, в 16-й ст. Конституции Испании сказано: «Никакая религия не может быть государственной. Органы власти принимают во внимание религиозные верования испанского общества и поддерживают соответствующие отношения сотрудничества с Католической церковью и другими конфессиями». В 7-й ст. Конституции Италии провозглашено: «Государство и Католическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому сфере».
В современных правовых христианских странах существование государственной церкви, как правило, не влечет за собой дискриминацию религиозных меньшинств, но и вмешательство гос. власти во внутренние дела государственной церкви тоже обычно минимизировано. Тем не менее при сохранении за Церковью государственного статуса исполнительная власть может участвовать в решении таких дел, как учреждение новых епархий и приходов и установление границ между ними, открытие монастырей, духовных школ, устройство кладбищ, а в отдельных странах оказывать легальное влияние на замещение епископских и иных церковных должностей, санкционировать поставление новых епископов.
Рассмотрим понятие государственной церкви на историческом и современном опыте Великобритании. Англиканская церковь является частью Англиканской общины, которая представляет собой семью церквей в более чем 160 разных странах. Англиканская церковь является установленной или государственной церковью в Англии. Делится на две провинции — Кентербери на юге Англии и Йорк на севере. У каждой провинции есть глава или примас — архиепископы Кентерберийский и Йоркский.
Англиканская церковь является государственной церковью, что означает, среди прочего: монарх является верховным правителем (точнее покровителем, или протектором) церкви (теологически Иисус Христос является главой), Церковь выполняет ряд официальных функций, Церковь и государство связаны.
Англиканская церковь уходит корнями в раннюю церковь, но ее специфически англиканская идентичность и ее связи с государством восходят к Реформации.
Генрих VIII начал процесс создания англиканской церкви после своего разрыва с Папой в 1530-х годах. Генрих очень хотел рождения наследника мужского пола после того, как его первая жена, Екатерина Арагонская, родила ему только дочерей. Он хотел, чтобы его брак был аннулирован, чтобы снова жениться. В 1534 году, после нескольких попыток убедить Папу аннулировать брак, Генрих принял Акт о престолонаследии, а затем Акт о превосходстве. Они признали, что король был «единственным верховным главой англиканской церкви, называемой Angliana Ecclesia». Генрих принял титул, данный ему Папой в 1521 году, — Защитник веры.
Сегодня Монарх сохраняет за собой титул Защитника Веры и по-прежнему является Верховным Правителем Церкви. Он или она должны:
1) утверждать назначение архиепископов, епископов и деканов (по рекомендации премьер-министра);
2)официально открывать каждую новую сессию (каждые пять лет) Генерального Синода (руководящего органа церкви);
2) поддерживать Церковь в своей коронационной присяге.
Англиканская церковь также играет законодательную роль в Великобритании. Наиболее заметным проявлением истеблишмента, восходящим к реформации, является двойная роль монарха как главы государства и главы церкви. 26 мест в Палате лордов, зарезервированных для англиканских епископов (единственная другая страна, которая отводит зарезервированные места в своем законодательном органе для священнослужителей, — это Иран); официальное назначение епископов и архиепископов монархом; необходимость одобрения церковных законов парламентом; требование, чтобы англиканская церковь служила всему населению.
Англиканские молитвы каждый день перед началом работы парламента; юридическое требование к каждой государственной школе проводить акт ежедневного богослужения, который носит «в целом христианский характер».
Однако во все более мультикультурном обществе задаются вопросы о том, должны ли епископы англиканской церкви выполнять эту роль конкретно. Будущая реформа Палаты лордов может привести к тому, что Spiritual Lords будет состоять из представителей различных христианских конфессий и других конфессий, чтобы отразить религиозный состав Британии.
Англиканская церковь, как государственная церковь, также несет гражданскую ответственность. Его епископы и священники несут ответственность за проведение государственных свадеб и похорон, актов поминовения, поминальных служб, а также торжественных мероприятий, таких как коронация. После таких событий, как война в Персидском заливе или крупные катастрофы, страна «собирается вместе», чтобы скорбеть под духовным руководством англиканской церкви.
В последние годы такие мероприятия стали более экуменическими и многоконфессиональными, поскольку англиканская церковь признает меняющийся религиозный ландшафт Великобритании.
В Англии насчитывается 43 епархии, охватывающих две провинции Кентербери и Йорк, а также епархия в Европе с капелланами от Полярного круга до Канарских островов. В каждой епархии есть епископ и обычно как минимум один помощник епископа. Каждая епархия разделена на округа, которыми руководят архидьяконы. Они несут ответственность за управление этой частью епархии. Каждое архидиаконство разделено на благочиния, представляющие собой собрание приходов. Приход является сердцем англиканской церкви. За каждым приходом наблюдает приходской священник, которого обычно называют викарием или настоятелем. Иногда им помогает викарий, дьякон или приходской работник. Последний является мирским постом.
Каждой приходской церковью управляет священник в сотрудничестве с приходскими церковными советами. Эта группа обычно состоит из прихожан, но открыта для всех, включенных в список избирателей. Он вместе с епископом или другим покровителем назначает священника. Он также определяет стиль служб и поддерживает церковные здания.
Приходская структура означает, что церковь доступна для всех. В идеале у каждого в Англии есть приходской священник, к которому можно обратиться. Все живут в приходе. Это означает, что это организация для всех, а не только для верующих.
В каждой епархии есть собор, который является «резиденцией» епископа, но управляется независимо от него. Деканы отвечают за соборы, им помогают каноники и поддерживается Великий капитул, включая назначенных мирян.
Англиканская церковь описывается как епископально управляемая (всего 108 епископов) и синодально управляемая. Это означает, что ею руководят епископы, а ее практика определяется Генеральным Синодом.
Генеральный Синод избирается из числа мирян и духовенства каждой епархии и собирается в Лондоне или Йорке не менее двух раз в год. Есть три дома: дом епископов; дом духовенства; дом мирян. Каждый член синода избирается сроком на пять лет. Сложные правила определяют, как передается церковный закон. Некоторые из них должны пройти через парламент, и все они должны быть одобрены королевской властью.
Обобщая все вышеизложенное, обозначим основные параметры государственной церкви. Это организация религиозная, которая имеет официальный государственный статус, согласно действующему в какой-либо стране законодательству. Термин «церковь» в данном случае применяется как обобщающий, указывающий на определенную организационную форму, отвлеченно от его доктринально-теологического значения (принятого главным образом в христианстве). Государственная церковь представляет действующую в стране государственную религию. Глава государства обязательно принадлежит к государственной церкви и, как правило, оставаясь светским лицом, может быть ее номинальным главой (в государствах с монархическим строем).
Иногда он(а) одновременно что имеет место в истории, — является верховным служителем господствующего культа, а религиозного. Возможны и такие взаимоотношения светской и церковной властей, когда специальными актами устанавливаются или подчинение руководства церкви светскому правлению или признание церковной иерархии вышестоящей инстанцией над государственной властью.
При наличии государственной церкви подавляющее большинство населения, за исключением представителей религиозныхменьшинств, от рождения причисляется к церковному членству. Положениегосударственной церкви обязывает ее выполнять наряду с религиозными и ряд государственных функций — в областях административного регулирования (регистрация браков, рождений, смертей), народного образования, здравоохранения, социального попечения и пр. Со своей стороны, государство осуществляет полное или частичное финансированиегосударственной церкви, для чего может устанавливаться общий церковный налог с населения страны (в том числе касающийся исповедующих другие религии и неверующих).
Принадлежащие к государственной церкви служители культа религиозного находятся на положении государственных служащих с соответствующим правовым и материальным обеспечением. Могут создаваться специальные государственные учреждения (министерства и т. п.), ведающие имущественными и организационными (устройство приходов, назначение на церковные должности и пр.) делами государственной церкви.
В настоящее время существуют государства (Великобритания, Дания, Норвегия и др.), которые сохраняют государственной церкви, однако признают гражданские права и свободы верующих, входящих в другие религиозные организации. Происходит эволюция отношений от открытого и полного подчинения государству к законодательно регламентированному сотрудничеству, со значительной автономией всех религиозных организаций в вопросах их вероисповедания.
Нужна ли, возможна ли государственная церковь в Украине — это тема отдельного разговора. Продолжение следует.