0 Comments

Почетный Папа Бенедикт XVI скончался в возрасте 95 лет, завершив знаменательную жизнь церковного деятеля, провозгласившего «вечную радость» Иисуса Христа и называвшего себя «смиренным работником» в винограднике Господнем. О его смерти было объявлено в Риме 31 декабря. Он руководил католической церковью менее восьми лет, пока в 2013 году не стал первым Папой, который ушел в отставку после Григория XII в 1415 году. Бенедикт провел свои последние годы в монастыре Mater Ecclesiae в стенах Ватикана, где он скончался в 09:34 (08:34 по Гринвичу). Его преемник Папа Франциск возглавит похороны 5 января. В Ватикане заявили, что тело папы-эмерита будет помещено в базилику Святого Петра со 2 января для прощания с ним верующих.

В своих первых публичных комментариях после того, как стало известно о смерти Папы Бенедикта, Папа Франциск назвал его подарком церкви, благородным и добрым человеком. На новогодней службе в Ватикане он воздал должное своему «дорогому» предшественнику, подчеркнув «его жертвы, принесенные на благо церкви».

Глава католической церкви в Англии и Уэльсе кардинал Винсент Николс назвал Папу Бенедикта «одним из великих богословов 20 века».

Архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби сказал, что Папа Бенедикт был «одним из величайших богословов своего времени, преданным вере Церкви и непоколебимым в ее защите».

Король Британии Карл III сказал, что воспринял известие о смерти Папы Бенедикта «с глубокой грустью» и «с нежностью» вспомнил встречу с ним во время визита в Ватикан в 2009 году. «Я также вспоминаю его постоянные усилия по укреплению мира и доброй воли для всех людей, а также по укреплению отношений между всемирной англиканской общиной и Римско-католической церковью».

Джо Байден — всего лишь второй католик на посту президента США — сказал, что Папу Бенедикта «будут помнить как известного теолога, всю жизнь преданного Церкви, руководствующегося своими принципами и верой». Г-н Байден выделил слова папы во время визита в Белый дом в 2008 году, в ходе которых бывший понтифик сказал, что «необходимость глобальной солидарности как никогда актуальна, если все люди хотят жить достойно своего достоинства».

Йозеф Ратцингер родился 16 апреля 1927 года, в Страстную субботу, в баварском городке Марктль-ам-Инн. Его родители, Иосиф и Мария, воспитали его в католической вере. Его отец — член традиционной баварской семьи фермеров — служил полицейским. Однако Йозеф-старший был таким яростным противником нацистов, что семье пришлось переехать в Траунштайн, небольшой городок на австрийской границе.

Таким образом, Иозеф и его старшие брат и сестра, Георг и Мария, выросли во время подъема нацистов в Германии, который он позже назовет «зловещим режимом», что «изгнал Бога и, таким образом, стал невосприимчивым ко всему истинному и хорошему».

В течение многих лет он и его семья наблюдали, как нацисты усиливают свою власть над Германией. Отец будущего Понтифика, полицейский и убежденный антифашист, как минимум один раз переезжал с семьей из-за столкновений с местными последователями партии. Он вспомнил, что местный учитель стал ярым последователем нового движения и попытался установить языческий ритуал майского шеста как более подходящий германским обычаям, чем традиционный консервативный католицизм.

В 1941 году 14-летний Ратцингер и его брат Георг были зачислены в «гитлерюгенд», когда это стало обязательным для всех мальчиков. Вскоре после этого он напишет в своей книге «Соль земли», что его отпустили из-за намерения Ратцингера учиться на священника. В 1943 году, как и многие подростки, будущего Папу призвали помощником в зенитную бригаду, которая защищала завод BMW под Мюнхеном. Позже он рыл противотанковые траншеи. Когда Ратцингеру исполнилось 18 лет, 16 апреля 1945 года, он прошел базовую подготовку вместе с мужчинами в возрасте от 30 до 40 лет, призванными в то время, когда Третий рейх переживал агонию. Ратцингер находился недалеко от своего родного города — он не говорит, где, но не участвовал в боях с приближающимися американскими войсками. После того, как он вернулся домой, наконец прибыли американцы и разместили свою штаб-квартиру в фермерском доме 18-го века его родителей на окраине города. Они опознали в нем немецкого солдата, заставили надеть форму, поднять руки и повели к другим заключенным, которых держали на соседнем лугу. Доставленный в лагерь под Ульмом, парень несколько недель жил под открытым небом, окруженный колючей проволокой. В конце концов, 19 июня его освободили, и он уехал на молоковозе обратно в свой родной город Траунштайн. Его семья была рада его видеть. «Конечно, для полной радости чего-то не хватило. С начала апреля от Георга не было вестей», — вспоминал он. — Значит, в нашем доме было тихое беспокойство. Внезапно, в середине июля, вошел Георг, загорелый и невредимый. Он сел за рояль и заиграл гимн «Grosser Gott, wir loben Dich», «Боже крепкий, мы славим Тебя», когда отец, мать, сестра Мария и Иосиф обрадовались.

Война действительно закончилась. Ратцингер писал: «Следующие месяцы вновь обретенной свободы, которую мы теперь научились так ценить, принадлежат к самым счастливым месяцам моей жизни». После рукоположения в сан священника в 1951 году он продвигался по служебной лестнице, в основном в роли богослова, преподавая в различных университетах.

Ратцингер был плодовитым писателем. Его популярное «Введение в христианство», опубликованное в 1968 году, привлекло к нему внимание Папы Иоанна Павла II, который в 1981 году назначил его префектом Конгрегации доктрины веры, преемником Священной Инквизиции, которая наблюдает за состоянием католической доктрины и обеспечивает ее ортодоксальную стабильность. На этой должности кардинал Ратцингер дисциплинировал ряд теологов. Наиболее заметным был случай с американским священником и теологом Чарльзом Карраном, которого уволили из Католического университета Америки за то, что он бросил вызов официальным католическим учениям о сексуальности.

Бенедикт представлял богословские позиции по целому ряду вопросов, от контрацепции до гомосексуализма, которые выходили далеко за рамки того, что сегодня большинство католиков считают приемлемым. Он был человеком честного ума, что, несмотря на свою жесткость во многих отношениях, принял веру своего детства с необычайной страстью и с энергией и настойчивостью погрузился в пласты богословия. Он верил в то, что считал неопровержимой истиной Евангелий, и его решительная позиция имела благородный оттенок. Кардинал Ратцингер также был избран главой комитета по разработке Катехизиса католической церкви. Опубликованный в 1992 году «Катехизис» остается важной основой для любого понимания католической мысли и практики.

После смерти Иоанна Павла II в 2005 году Ратцингер был избран папой. Он выбрал имя «Бенедикт» в честь Бенедикта Нурсийского, основателя западного монашества, религиозного движения, сохранившего западную культуру после падения Рима. Имя «Бенедикт» также связано с Бенедиктом XV, малоизвестным папой, который пытался заключить мирное соглашение, чтобы положить конец Первой мировой войне. Будучи Папой, Рацингер руководил Церковью в сложный период, опираясь на свою веру и обширный богословский опыт, чтобы обеспечить духовную поддержку и стабильность в неспокойные времена. «Христос — это путь, ведущий к Отцу, истина, придающая смысл человеческому существованию, и источник той жизни, которая есть вечная радость со всеми святыми в Его небесном Царстве», — сказал он 60 000 человек, собравшихся на мессу в Нью-Йорке. Городской стадион Янки в апреле 2008 года.

Слава Бенедикта как богослова и писателя уже была известна во всем мире еще до его избрания папой. Его книга «Введение в христианство», сборник его университетских лекций о вере в современном мире, была переведена на многие языки и помогла людям осознать свою веру. Его книги с интервью стали крупными бестселлерами, в том числе «Отчет Ратцингера» (1985) с Витторио Мессори, «Соль земли» (1996), «Бог и мир» (2000) и «Свет мира» (2010) с немецким журналистом и писателем Петером Зевальдом. Одной из популярных работ была трилогия «Иисус из Назарета», попытка объяснить современному миру Иисуса Христа.

Папа Бенедикт за свою долгую жизнь и служение Христу в Его Церкви видел много глубоких перемен в церкви и в мире. Он пережил нацистский режим в Германии и некоторое время участвовал во Второй мировой войне. Будучи молодым богословом и священником, он лично был свидетелем дискуссий Второго Ватиканского Собора. Будучи профессором, а затем архиепископом, он жил в разделенной Германии, но также видел падение Берлинской стены и воссоединение своей родины.

Папа Бенедикт был одним из величайших теологов своего времени, преданным вере Церкви и непоколебимым в ее защите. Во всем, не в последнюю очередь в своих письмах и проповедях, он взирал на Иисуса Христа, образ невидимого Бога. Было совершенно ясно, что Христос был корнем его мысли и основой его молитвы.

В 2013 году Папа Бенедикт сделал мужественный и скромный шаг, чтобы оставить папский престол, став первым Папой, сделавшим это с пятнадцатого века. Делая этот выбор свободно, он признал человеческую слабость, которая затрагивает всех нас. Внезапный уход Бенедикта создал краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные проблемы для католической церкви. Кардинальные выборщики справились с первым из этих вызовов лучше, чем ожидалось. Их выбор преемника, кардинала Бергольо из Аргентины, был сделан быстро и решительно и послал миру мощный сигнал о том, что католицизм признал необходимость нового подхода. Среднесрочной проблемой было то, что внезапно стало не один, а два папы. Часть мистики этой должности заключается в том, что она возвышает всего одного человека над всеми остальными членами церкви, и это действительно главный аргумент, давно использовавшийся против отставки папы, даже когда действующий понтифик был настолько физически или умственно слаб, что не мог функционировать как лидер, заключалась в том, что этот уникальный источник власти будет разделен в организации, работающей по иерархическим принципам. Если вы собираетесь иметь абсолютного монарха, у вас не может быть двух.

По этому поводу был только один неприятный инцидент, в январе 2020 года, когда в предисловии к книге глубоко традиционалистского коллеги Бенедикт предупредил Франциска не ослаблять правила священнического безбрачия. Когда это попало в заголовки, Бенедикт немедленно попросил убрать его имя из текста.

Считать ли перспективу отставки последующих пап, когда они достигнут определенного возраста, долгосрочной проблемой, зависит от взгляда на папский престол. Отставки идут вразрез с традиционным верованием в то, что папа — квази-божественная фигура, у которой есть прямая связь с небесами. При всем своем теологическом и доктринальном консерватизме, а также пристрастии к атрибутам своей древней должности Бенедикт явно этого не делал.

Непривлекательный двор ультратрадиционалистов собрался вокруг него на пенсии, когда он жил в монастыре в качестве почетного папы. Они пытались использовать его авторитет, чтобы сорвать реформы, которые папа Франциск быстро провел, когда пришел к власти, чтобы решить проблемы, с которыми Бенедикт не мог справиться. Но два папы остались в хороших отношениях, в то время, как многочисленные свидетельства физического и интеллектуального упадка Бенедикта в те последние годы не позволили тем, кто пытался отвести ему альтернативного папы в церкви, получить какое-либо реальное влияние.

Сочинения Бенедикта XVI будут актуальны спустя десятилетия, но его понтификат неизбежно будет связан с противоречиями. Что касается его личного наследия, то оно, скорее всего, будет определяться тем вопросом, который беспокоил Бенедикта больше всего: как католическая церковь все еще может изменить ситуацию в современном мире. Его огромное богословское наследие и впредь служить источником размышлений и исследований. Еще до своего избрания папой Ратцингер оказывал огромное влияние на современную Церковь, сначала как молодой теолог на Втором Ватиканском соборе (1962–1965), а затем как префект Конгрегации доктрины веры Римской курии Святого Престола.

Явный защитник католического учения, он ввел термин «диктатура релятивизма», чтобы описать растущую нетерпимость секуляризма к религиозным убеждениям в 21 веке. Папу Бенедикта будут помнить, прежде всего за его литературные и научные труды. Его сочинения на широкий спектр богословских и философских тем обладают ясностью и глубиной, которые делают его богословие вдохновляющим и, следовательно, освобождающим. Его богословие также стимулирует дальнейшие научные исследования, поскольку все, что он мог сделать, это обрисовать контуры истины. Будущие поколения всех слоев общества найдут вдохновение в его проповедях и в его пастырских сочинениях в качестве папы; его энциклики о любви и надежде должны считаться одними из самых выдающихся, когда-либо выходивших из-под пера папы. Своим блеском, воображением, смирением и непоколебимой верой он походил на отцов Церкви, которых он любил, изучал и использовал в нашем смутном веке. Он принадлежит к их компании и должен быть назван Учителем Церкви.

Папа Бенедикт XVI вернулся домой. Я не сомневаюсь, что Бог примет его с распростертыми объятиями. Ангелы могут даже открыть несколько бутылок хорошего немецкого вина и выпить за достойную прожитую жизнь и колоссальную выполненную работу. Его будет очень не хватать.

Для меня он был одним из величайших людей, когда-либо воспитанных Римско-католической церковью. Те из нас, кто любил его, понимали, в чем СМИ постоянно ошибались: он не был ни либералом, ни консерватором. Он был ортодоксальным католиком, который делал то, что должен был делать в качестве епископа, кардинала, а затем Викария Христа. Он защищал веру от новшеств модных сиюминутных влияний. Он понимал, что в то время как светское общество находится в постоянном движении, роль церкви состоит в том, чтобы твердо стоять на вечных учениях.

Специально для PC inform