0 Comments

The Warsaw Human Dimension Conference, 05/10/2022.

Дамы и господа, 2022 год явился периодом жесточайшего кризиса для Европы и стран исповедующих демократические принципы. Мы, оказались перед лицом жестоких столкновений и потрясений во всех областях человеческой деятельности: будь-то дипломатия либо экономика. Нынешний год – это год выбора, год испытаний гуманистических идеалов под натиском фашизма и милитаризма.

23 июня 2022 года на саммите ЕС было принято решение предоставить Молдове статус кандидата в ЕС. Гражданское общество континента выплатило стране щедрый аванс, с верой и надеждой, что государственная власть в Кишиневе, закатав рукава, начнёт работу по внедрению лучших стандартов и завоеваний свободы, поведя за собой молдавское общество. Какие пожелания высказал Брюссель, какие задачи были намечены для будущего вхождения в Евросоюз? Среди прочего находим и завершение реформы системы правосудия, устранение недостатка в системе юстиции, увеличение участия гражданского общества в процессах принятия решений на всех уровнях, усиления защиты прав человека. В качестве контроля Еврокомиссия будет следить за прогрессом Молдовы в выполнении этих условий и проведет оценку результатов к концу 2022 года.

Окончание года «реформ» уже через несколько месяцев. Какие вести мы можем передать с Молдовы уважаемому собранию, что присутствует на платформе ОБСЕ. По всей стране акции протеста. Люди недовольны политическими репрессиями, сужением свободы слова и социальными потрясениями, вызванными резким ухудшением уровня жизни. Персональные претензии высказываются и в адрес действующего президента госпожи Маи Санду. Электорат предоставляет президенту и правительству обратную связь и выражает на митингах недовольство отсутствием реформ, профанацией и имитацией деятельности.  Многонациональный народ Молдовы не хочет утратить исторический шанс стать частью ЕС из-за политических амбиций небольшой группы чиновников топ уровня.

Вместо концентрации на реформировании страны, непосредственно, госпожа Санду сосредоточилась на персональной месте политическим оппонентам.  В Молдове есть политические заключённые. Гражданские институции Европы конкретно указываю на этот факт. Наша правозащитная организация «Сеть Солидарности» не только признала молдавского политика Марину Таубер политической узницей, а уже предприняла шаги по информированию Еврокомиссии о нарушении режимом в Кишиневе Пакта о гражданских и политических правах.  

Политика – это цивилизованная борьба за власть, убеждение граждан, кои и являются источником власти, в правоте своих доктрин концепций и выкладок тесно связано со свободой слова и критики действующего в стране правящего режима. Верховный Суд США, в своё время, несколько раз метко высказался о свободе слова и политической борьбе. «Нельзя считать преступлением мирное выражение непопулярных взглядов. Функция свободы слова… состоит в приглашении к дискуссии. Действительно, свобода слова может наилучшим образом служить своей высокой цели, когда она вызывает состояние беспокойства, создаёт неудовлетворённость существующими условиями или даже возбуждает гнев» (дело Терминелло против Чикаго). Должна быть сохранена возможность на свободную политическую дискуссию, а «законодательный акт, что допускает наказание за добросовестное использование этой возможности, противоречит гарантии свободы…» (дело Стромберг против Калифорнии). И еще, «… обсуждение общественных проблем должно быть нестеснённым, здоровым и широким. Оно не исключает  возможности горячей, язвительной, а иногда и неприятно резкой критики в адрес правительства и должностных лиц…». «Безусловное право свободно говорить об общественных делах… это, минимальная гарантия…» (дело Компания «Нью-Йорк Таймс» против Салливана). Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966 года, говорит, что  каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своего мнения и убеждений.  Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.

Моя подзащитная, политический узник Марина Таубер критиковала власть, в общем, и непосредственно г-жу президента Санду, да это факт, но это и охраняемое законом право. Как бы не было тяжело слышать нелицеприятные слова о просчётах в государственном управлении, терять рейтинг поддержки, но Санду не имеет права использовать органы государственно принуждения в своих корыстных целях. Молдова развивает институты гражданского общества, а не информационную автократию. В демократическом обществе суд и следствие не должны становиться рычагом политической расправы. Важно перенести центр принятия решения с дворца президента и офиса прокурора в совещательную комнату беспристрастного суда где, оценив все за и против, основываясь на своём внутреннем убеждении, судьи примут не только законное, но и справедливое решение.

Печально осознавать, что «дело Таубер» становится лакмусовой бумагой для проверки зрелости публичной молдавской администрации. На данный момент тест провален. Институции прав человека из Европы запускают процессы, которые могут отдалить Молдову от евроинтеграции и принести негативные последствия для всего молдавского народа.

Просим от европейского сообщества более внимательно отнестись к бравурным отчётам молдавской дипломатии, а если это возможно,  то проводить тщательный мониторинг тех тревожных процессов, которые происходят в нашей стране. Ведь желая получить  заветную галочку «выполнено» напротив поставленного пункта плана мы рискую загубить жизни и сломать карьеру десяткам, сотням и тысячам людей.