Источником зла и нестабильности любого гражданского и политического общества является меньшинство, удерживающее рычаги управления и навязывающее большинству не только свои геополитические представления, но и культурные, исторические и, что крайне опасно, религиозные. Историю изучают для того, чтобы не повторять ошибок, ориентироваться в текущем моменте, бороться с угрозами и планировать будущее государства. Новый президент, Зеленский, от которого украинцы ждали риторики умиротворения, решил пойти по старому протоптанному совково-колхозными политологами пути. Ни силы, ни интеллектуального потенциала у старой-новой команды не достаточного для здравой оценки места Украины на карте международных процессов. Вместо того чтобы выводить Родину из крутого пике шоумены прибавляют газу.
Украина, если мы сложим два плюс два (или учитывая искривленную реальность 1+1), представляет собой стандартную сырьевую колонию с компрадорской буржуазией у власти (олигархат). Эта «ылыта» является прокладкой, посредником, в ограблении Украины международным капиталом, способствует деградации населения и «минимизации» расходов на него. В геополитике нашей стране отведена роль звена в кольце нестабильности в оси Россия-Китай, а также «спикера» агрессивной риторики. Мы легко отказались от суверенитета, без каких-либо гарантий навязываем себя в союзники НАТО-ЕС, а внутренне погрязли в языковых, исторических и религиозных противостояниях. Как результат, потеря территорий, нестабильная ситуации на Закарпатье и тлеющая гражданско-религиозная война (захваты храмов, расколы).
Как изменилась страна за десяток лет? Зигующие нацисты ходят маршем по городах, журналистов убивают и сажают по тюрьмам, люди боятся высказать свое мнение, чтобы не получить ярлык «сепара» и травлю со стороны провластных камуфляжников или чего лучше заехать на СИЗО по 110-й… Сокращение населения, бойня на Востоке, потеря Крыма, нищета и миграция! Чем вам не 37-й? Чем вам не голодомор?
Украина – многонациональное и мультикультурнорелигиозное образование! Увы! Это тяжело признать пещерным националистам всех мастей. На дворе XXI век и подобные страны существуют, да и могут существовать только в форме федеральных систем. Иначе развал, междоусобицы и братоубийственная война на потеху хищникам-соседям.
Наши более прагматичные европейские партнёры давно выработали механизмы сращивания рыхлых территорий в единое крепкое государство. Не имея огромных людских и природных ресурсов такие страны демонстрируют чудеса военного искусства, дипломатии и организации общества.
Покуда территории, что нынче зовутся Украиной находились на задворках европейской цивилизации (года идут, а мы стабильно там же) в гористых, лесистых, неплодородных землях по центру западной Европы сформировался союз разобщенных пастухов – Швейцария. Как политическое что-то, Гельвеция (именно так со времён Рима они себя называют), заявляет о себе в 1291 году, когда в союз на «вечные» времена объединились кантоны (области) Швиц, Ури и Интервальден. Кстати, от кантона Швиц происходит и название – Швейцария.
И до этого перепаханная войной Швейцарская Конфедерация сразу становится лакомым кусочком для ненасытных завоевателей, да и каких? Священная Римская Империя, Итальянские государства, Франция. Швейцарцы сражались за независимость столетиями, свирепо и упорно. Та страна мирно пасущихся коровок, часов и шоколада которую мы имеем ввиду сейчас, прошла долгий путь борьбы и образовалась в современном виде лишь после наполеоновских войн в начале ХIХ века, когда Венским конгрессом был гарантирован суверенитет Конфедерации и нейтралитет. Кстати, Бонапарт был последним оккупантом Швейцарии, однако настаивающий на образовании единого государства. Один из титулов Императора Бонапарта – медиатор Швейцарии, т.е. посредник во внутренних делах кантонов. Да и сами швейцарские наёмники отличились в походе на Россию, 1812-м году, героически проявившие себя во время Березинской переправы.
Сейчас задача федерального правительства – Государственного Совета, существующего в форме директории – обеспечение нейтралитета государства. Три кита процветания: стабильность налоговой системы, нейтралитет и культурно-языковое самоопределение. Минимум государственной власти, максимум самоуправления, социальная справедливость, референдумы и свобода коммун (первичная самоорганизация населения). Государство успешного социализма и анархо-коммунизма.
Не стоит думать, что швейцарцы – это такие толерантные ангелы небесные, они головорезы еще те. Ни одна крупная война в Европе, начиная со средневековья заканчивая новым временем не проходила без вооружённых алебардами, наводящих ужас на противника, швейцарских пехотинцев. Наёмничество, профессиональнее военизированные формирования – главные строки дохода нищей страны козопасов с XIV века. В это время Итальянские государства, очень богатые и агрессивные, крайне не любящие друг друга, нанимают суровых пастухов с альпийских склонов себе в частные армии. Оснащённые фирменными алебардами и пиками, горцы модернизировали фалангу, и представляли собою мощный кулак, который долгие столетия ставил финальные точки в феодальных и государственных разборках. Любили наши герои и пострелять. В сражении при Земпахе в 1386 году швейцарские арбалетчики уничтожили полторы тысячи австрийцев, потеряв лишь 120 бойцов.
Умелые воины, швейцарские гвардейцы нанимались на службу Францией, Нидерландами, Англией, Испанией, итальянцами и Священной Римской Империей Германской Нации. Императоры, короли и герцоги считали горцев лучшими и преданными телохранителями, охотно охотно беря их на службу. Король Франции Людовик XI (соглашение 1474), подписал “абонемент” с кантонами на 20 000 франков в год. Гвардия швейцарских телохранителей встречала Наполеона прибывшего с визитом к королю Саксонии (1812 г.).
Особые отношения у швейцарцев сложились со Святым Престолом (Santa Sedes), возглавляемым Папой Римским, главой Католической церкви, чья резиденция в данной момент находится на территории Рима в Ватикане (Stato della Citta del Vaticano). В 1527-м году свирепые немецкие ландскнехты ворвались в Рим с целью грабежа. Более того, они были протестанты-лютеране жутко ненавидевшие католиков, а тем более, самого понтифика Папу Климента VII. Разгром и резня невиданная со времён вандалов сопровождалась с желанием убить непосредственно Папу Римского, чью эвакуацию на площади Петра, перед собором прикрывала цепь из 200 швейцарских гвардейцев. Сорок из которых отделилась для непосредственного эскорта – сопровождения Понтифика, остальные, во главе с капитаном заградили преследователям подступы к папскому дворцу и собору. Несколько тысяч ландскнехтов бросились на горстку пехотинцев, никто из 147 швейцарцев не выжил, но Папе Римскому удалось спастись, благодаря яростному сопротивлению его телохранителей. С тех пор Швейцарская Гвардия является и вооружёнными силами и личными телохранителями Папы Римского. Сохранил Святой Престол гвардию и по Латеранским соглашениям 1929 года, когда был восстановлен Ватикан в его нынешнем виде. При том, что другие вооружённые силы Папы, например Благородная палатинская гвардия, ликвидировались. С 1870-х годов, постоянный военный контингент Швейцарии, за границами Конфедерации, находится лишь при Ватикане, карликовом государстве размером 44 гектара. 1943-м году нацистская Германия оккупировала Италию и её солдаты появились в Риме. Швейцарские гвардейцы, сняли свои разноцветные средневековые костюмы, одев камуфляж, вместо алебард вооружились винтовками и заняли круговую оборону резиденции Понтифика в Ватикане. Нацисты были предупреждены, что Ватикан, согласно с международным правом территория нейтральная и суверенная, а любая попытка оккупации Папского Престола будет оценена, как агрессивный акт – швейцарцы поклялись стоять насмерть, до последнего. Немцы отступили, не решившись на штурм. Есть версия, что Гитлер вынашивал план и по оккупации самой Швейцарии. Но оценив здраво: горная страна с лесами, изрытая подземными бункерами, ДОТами, ДЗОТами, поголовно вооружённое население с многовековым военным опытом – потери могли быть слишком велики. Гитлер не пошёл на такой рискованный шаг.
В чем секрет воинских успехов этого маленького горного народа, да ещё и говорящего на 4-х разных языках. Как это они без языка-«мовы», веры и единой нации умудрились не только отстоять свою родину перед военными историческими монстрами, ну и в качестве наёмников наводить страх на средневековых рыцарей, мушкетёров и матёрых нацистов?
Секрет швейцарских пехотинцев, как костяка будущего государства в невероятной сплочённости, единстве и взаимовыручке. Швейцарцы никогда не соглашались воевать против своих собратьев. Роты формировались из жителей одного региона плюс выборность офицерского состава, за исключением гауптмана (капитана). Помножим всё это на военно-героическое воспитание мужчин из самого детства и особенности «военного контракта» горцев. Так за службу получал деньги не только солдат-наёмник, а и его родной регион – деревня, хутор, коммуна. Поэтому от добросовестно несения службы зависел не только твой личный престиж и благосостояние, а и стабильная жизнь твоих родных, детей и стариков в родной стране.
Чума гражданской войны бывало посещала и территорию горной страны. Как ни странно гражданский конфликт на религиозной, а по сути, идеологической почве однажды расколол Швейцарию на два лагеря (ни какую страну современности не напоминает?).
В XVI веке с подачи ученого Ульриха Цвингли в Швейцарию пришёл протестантизм. Как гуманист и просвещённый поклонник Эразма Роттердамского, Цвингли был ярым противником Папского Престола (продажи индульгенций) и практики военного наёмничества швейцарцев (главным потребителем которых был всё тот же католический Рим). В Швейцарии не было единого централизованного правительства, которое могло бы одобрить или отклонить Реформацию сверху. Каждый кантон имел столичный город – Женева, Берн, Цюрих, Базель, Цуг… и решение принимались органом местного управления – городским советом. К слову, вот вам и децентрализацию, которую наша власть не может реализовать в ХХІ веке, а швейцарцы практикуют уже столетия. Первым разрешившим дискуссию о «вере и идеологии» был Цюрих, позволивший Цвингли агитировать и пропагандировать свои взгляды.
Небольшая ремарка. Для позднего средневековья, вопрос веры и религии носил не только номинальный характер, свободы совести и внутреннего убеждения. Отношения с церковью имели серьёзный юридический и финансовый контекст. Вопрос принадлежности к Церкви влёк за собой признаки юридической дееспособности, актов гражданского состояния, возможности заключать сделки и платить налоги. Вопрос правового обеспечения торгового оборота и финансовой сферы особо остро стоял для такого государства, как Швейцария, которая еще с XIV века переживала подъём промышленности, строительный бум и основание банковского сектора. Есть историческая версия, что именно в Швейцарию перевёз, после разгрома во Франции, свои несметные сокровища Орден Тамплиеров основав кредитно-финансовую систему Швейцарской Конфедерации. Уже тогда, благодаря демократии и стабильности эта горная страна была привлекательна для инвестиций.
Введение новых религиозных формул могло подорвать деловую активность в стране, судебным тяжбам, издержкам и признанию сделок никчёмными. А там и до краха хрупкой государственной системы не далеко, развал страны, дефолт и сотрудничество с МВФ… незавидная судьба государства, ниспособного примирить своих граждан.
К 1525 году кантон Цюрих стал протестантским, приняв законы о конфискации монастырских земель и передачи церковных построек на «благотворительные цели». Католические мессы больше не проводились. Швейцарские католики не были безропотными и готовили активное сопротивление. Крупные финансово-промышленные, т.н. городские кантоны (Цюрих, Базель, Берн) приняли Реформацию, а деревенские («лесные кантоны») оставались верны Риму. Вмешался во внутренние дела Швейцарии и главные её враг – Австрия, под руководством династии Габсбургов, заключив с католической партией Швейцарии договор о помощи. Как всё это знакомо украинцам, не правда ли?
Дело пахло жаренным, для гражданской войны требовалась лишь искра. В мае 1529 года был казнён протестантский священник и война была объявлена! В историографии данный гражданский конфликт получил название первой Каппельной войны.
Для генерального сражения построились войска швейцарцев. Протестанты ощетинились пиками и алебардами встали на против лесных воинов, что уже приготовили свои арбалеты для кровавого боя. Командиры должны были дать команды к атаке… но не решались это сделать. В это время заскучавшие солдаты, решили пообщаться, угощали друг друга молоком и хлебом, постепенно дойдя и до пива, напрочь отказавшись резать «побратимов» из-за идеологических споров. Власти после такой «войны» подписали мирное соглашение.
Немного еще “побузив” между собою, так и живут швейцарцы по сей день. С множеством вероисповеданий и несколькими государственными языками, без столицы и крайне стабильным законодательством, с реальным коммунизмом – местным самоуправлением, и не лезут в чужой монастырь со своим уставом, сшивают нацию, а не разобщают её, не зная горя войны уже 200 лет.
Взгляните на себя, своих соседей и друзей! Имея «томосы», «бандэры», «русскиймир», «гундяева», «зелю-петю-йулю», «нацыю», «совок» и прочие бессмысленные штампы, сможем ли мы найти согласие? Сможем жить, как Швейцария?
Андрей Гожый