Парламентская избирательная кампания при президенте Владимире Зеленском мало отличается от кампаний при президенте Порошенко, продолжаются политические репрессии, всё так же давят на оппозиционные СМИ, заявил в интервью Украине.ру украинский адвокат и общественный деятель Андрей Гожый
— Андрей! Как вы оцениваете ход избирательной кампании, в каких условиях она проходит? Обеспечено ли право граждан на свободу слова и мнений?
— На что все надеялись, а именно на то, что при Зеленском изменятся времена и правила игры, этого не случилось. И эту избирательную кампанию можно оценить как такой глобальный договорняк. Мы видим, что в округах, где были сильны функционеры Порошенко, Зеленский выставил откровенно слабых кандидатов. Эти откровенно слабые кандидаты абсолютно не проводят никакой избирательной кампании. И мы понимаем, что эти округа просто проданы и слиты либо членам команды Порошенко, либо членам команды «Народного фронта», либо местным князькам.
— А что со свободой слова и мнений?
— Проиллюстрирую на одном примере. Так уж получилось, что уже несколько лет округ, центром которого является город Коростень, обхаживает такой одиозный политик, как Сергей Пашинский. Здесь его фонд раздаёт аптечки, продуктовые наборы — в общем, стандартный набор непрямого подкупа избирателей. И есть у нас оппозиционное издание, газета «Патриот», которая уже много лет является единственным оппозиционным СМИ Житомирского региона. Газета критикует и критиковала как Порошенко, так и местных его функционеров. И эта газета разместила в передовой статье просто историческую справку, а именно описала скандалы, в которых участвовал Пашинский, в которых он замешан. Статья называлась так: «Пашинский должен сидеть, но не в депутатском кресле».
Когда волонтёры начали раздавать эту газету, вдруг нарисовались какие-то общественные деятели под два метра ростом и по центнеру весом, которые пытались препятствовать раздаче номера. Наши волонтёры и газета пережили не одно нападение, они не из пугливых и продолжили раздачу. Тогда эти лица заявили: раз не хотите по-хорошему, тогда мы всё решим через полицию. А все знают, что депутат Пашинский возглавляет силовой блок в парламенте, плюс он однопартиец и соратник Александра Турчинова, который возглавлял Совет национальной безопасности и обороны (СНБО). И злые языки говорят, что по Коростеню Пашинский уже со всеми договорился, начиная от мэра и заканчивая криминалом.
— И что было дальше с оппозиционной газетой?
— Полиция вдруг возбудила уголовное дело против газеты, да ещё по статье «препятствование выборам». Эта статья тут вообще, как говорится, на голову не налазит: как газета может препятствовать выборам? Плюс Пашинский пишет: (деяние. — Ред.) совершённое группой, и прочие и прочие дела… Хотя в соответствии с украинским законодательством, даже если ты пишешь откровенную неправду, за это нет уголовной ответственности, это всё опровергается в суде. Полиции там вообще делать нечего. Но в данном случае уголовное дело возбуждается, как говорится, по щелчку пальцев. Хотя обычно добиться от полиции возбуждения уголовного производства сложно, надо потратить уйму времени и пройти через суды. А тут следователь всю редакцию газеты «Патриот» в полном составе — там четыре человека — вызывает, и начинаются долгие и изнурительные допросы: а почему вы это написали, а кто автор такого-то текста, какой тираж, где издаётесь… То есть пытались выведать такую внутреннюю информацию, это откровенное давление. На наши протесты, что, ребята, вас не касается, кто написал, что написал, о чём написал, что для этого есть суд, не отвечали.
Но пока несколько часов длились эти вопросы, журналисты подняли волну возмущения, начали звонить в пресс-службу (Нацполиции. — Ред.). Издание Украина.ру первым дало сообщение о происходящем, за это мы благодарим. Волна возмущения нарастала, и в полиции, ничем толком не закончив эти допросы, сказали: ну всё, до свидания. Мы спросили: можем идти? Говорят: да. И допросы, и запросы на этом закончились, как семь бабок пошептали. Похоже, испугались резонанса. Сам же Пашинский на допрос не явился, не пришёл в этот день подтвердить свои показания. Хотя он был вызван, и мы спрашивали следователя: может, очную ставку проведём?
Это то, что касается газеты «Патриот». Нет, не всё! В это время в Житомире ещё издали фальшивую газету «Патриот», низкопробную. Издали на украинском языке, хотя в настоящей газете статьи обычно публикуются на русском языке. Видимо, у тех, кто газету подделывал, с русским плохо. Но попытались вот такую провокацию провести. Мы это тоже связываем с нечестными политиками, которые хотят так подставить оппозиционных журналистов, поместив в фальшивый номер различные разжигающие и дискредитирующие данные.
Что касается общей ситуации со свободой слова, то пока Зеленский продолжает линию своего предшественника Порошенко, абсолютно стал на эти рельсы.
Однако, в отличие от Порошенко, который, каким бы он ни был, но… он всё-таки был фигурой сильной и самостоятельной. А у Зеленского, как мы видим, на первый план выходят всякие его помощники, советники, начальники администраций. Они дают интервью, они дают указания…
— А сам Зеленский?
— А сам Зеленский не предпринял ни одного шага для выполнения своих обещаний. Например, у нас вступил в силу языковой закон, абсолютно неонацистский и недопустимый в свободном гражданском обществе. Но Зеленский ничего не предпринял для исправления ситуации. Войну не прекращает, политические репрессии продолжаются по инерции. Главного редактора портала (РИА Новости Украина. — Ред.) Кирилла Вышинского не выпустили из СИЗО, журналиста Василия Муравицкого продолжают судить, Дмитрия Васильца и Евгения Тимонина продолжают судить. Никакого сигнала и указания (прекратить репрессии и войну. — Ред.) от Зеленского, а он и Главнокомандующий и начальник всех спецслужб, он же и гарант Конституции, не получено. Сигнала Зеленский не дал.
— Почему, как вы думаете?
— По моему мнению, может быть два объяснения. Первое — это некомпетентность самого Зеленского, который не понимает своей роли и не понимает происходящего в стране. Он озабочен ситуацией со свободой слова только тогда, когда притесняют сериал «Сваты». А всё, что не касается сериала, то и президента не касается. И второе возможное объяснение — слабость и номинальность Зеленского. Может быть, он всего лишь марионетка в чьих-то «ловких и натруженных руках»?