0 Comments

Польша, как часть европейской семьи за последние 30 лет сделала огромный шаг от постсоциалистического правового нигилизма в развитое правосознание демократического государства.

Позиционируя себя, как  правовое государство, Польша обязалась обеспечить защиту прав и вольностей человека и гражданина на всей своей территории (артикулы 2, 5 Конституции Польши (Konstytucja Rzeczypospolitej Polskiej). Как, известно, правовое государство – это суверенная, политико-территориальная организация публичной власти, основанная на принципах уважения к личности и неприкосновенности  прав и свобод, верховенство (диктат) права, соблюдения закона. Отдельным признаком правового государства, касающимся темы данной публикации является: наличие реальных гарантий и механизмов соблюдения и защиты прав в законодательстве; правовое ограничение вмешательства государства в общее регулирование общественной жизни, где индивид или община свободны от посягательств государства; своевременное выявление общественных потребностей и интересов, и удовлетворение их государством и тому подобное.

Подтверждение вышеупомянутых принципов, мы можем найти в артикулах 7, 8 и в разделе II Конституции Польши. Вступая в Европейский Союз Польша взяла на себя обязанность обеспечить уважение к демократическим свободам и правам человека, в т.ч. на право национального самосознания (артикул 2 Договора о создании ЕС (Treaty of EU). Начиная обзорный анализ нормативно-правовых актов Польши относительно прав нацменьшинств, необходимо отметить, что согласно части 1 артикула 87 Конституции Польши к источникам права относятся: Конституция, законы и международные договоры ратифицированные в установленном порядке. Как указано в Основном Законе, Польша обеспечивает польским гражданам, принадлежащим к национальным и этническим меньшинствам свободу использования и развития собственного языка, сохранения обычаев и традиции, развития собственной культуры. Национальные и этнические общины имеют право на учреждение собственных учебных заведений, институтов и организаций которые будут служить охране культурного и религиозного наследия  (артикул 35 Конституции Польши).

Теория государства и права в общем декларирует, что основной задачей текущего законодательства является  требование расширить дополнить и конкретизировать основные принципы заложенные в конституции страны. Так, базовым нормативно-правовым актом который регулирует правоотношения в сфере самореализации национальных меньшинств и использования родного языка является Закон Польши «О национальных и этнических меньшинств и региональных языках» (Ustawa o mniejszościach narodowych i etnicznych oraz o języku regionalnym). Указанный документ был принят польским парламентом 6 января 2005.

Это первый нормативный акт, который дает четкое определение национальных и этнических меньшинств в Польше. Так в соответствии с частью 1 артикула 2 Закона о национальных и этнических меньшинствах, национальным меньшинством, должна признаваться группа польских граждан, которая подпадает под следующие критерии: численное меньшинство, чем остальное население Республики Польша; существенно отличается от других граждан по языку, культуре и традициях; стремится сохранить свой язык, культуру и традиции; осознает свои исторические, национальные корни, и ориентирована на выражение и защиту этого тождества; их предки жили на территории нынешней Республики Польша по крайней мере 100 лет и отождествляют себя с нацией организованной в собственное государство.

На основании изложенных критериев Закон о национальных и этнические меньшинствах бесспорно признает право на самореализацию в рамках данного нормативно-правового акта следующие национальности: белорусы, чехи, литовцы, немцы, армяне, русские, словаки, украинцы, евреи. Этнические меньшинства, в соответствии с польским законодательством, должны соответствовать почти тем же критериям, что и национальные, но не отождествлять себя с любой нацией которая организована в государство. Это такие меньшинства, как караимы, татары, лемки, цыгане. Закон о национальных и этнические меньшинствах запрещает дискриминацию по национальному признаку, политику ассимиляции, истребование информации о национальности или религиозных убеждениях. Указанный акт дает право меньшинствам на использование своих национальных имен и языка, создавать учебные заведения и СМИ, обмениваться информацией, использовать язык в качестве регионального, при условии, что 20% населения пользуются  им и тому подобное.

В настоящее время региональным языком в Польше признано только кашубский язык (ч.2 артикул 19 Закона о национальных и этнические меньшинства), идут дискуссии о селезийськом, но ученые-языковеды  не определились язык ли это или только диалект. Для совместного решения спорных вопросов и координации деятельности по решению проблем национальных меньшинств создана Совместная комиссия правительства и национальных и этнических меньшинств (Komisjа Wspólną Rządu i Mniejszości Narodowych i Etnicznych), которая является консультативно-совещательным органом при Премьер-министре Польши.

Артикул 23 Закона о национальных и этнические меньшинствах Польши к задачам указанной комиссии относит: выражение предложений о правах и потребностях меньшинств, в том числе оценку того, как эти права защищаются и формулировку предложений по мерам для обеспечения реализации прав и потребностей меньшинств; обзор программ, направленных на создание условий, способствующих сохранению и развитию культурной самобытности меньшинств и сохранения региональных языков; предоставление заключения по законопроектам, которые касаются меньшинств; выражение мнения о размере и порядке распределения бюджетных средств государственной поддержки мероприятий, направленных на защиту, сохранение и развитие культурной самобытности меньшинств и сохранение и развитие языков; принятие мер по борьбе с дискриминацией в отношении лиц, принадлежащих к меньшинствам. Необходимо отметить, что в состав указанной комиссии входят два представителя украинской общины (пункт «h» части 2 артикула 24 Закона о нацменьшинствах).

По общему принципу лицо, которое не выполняет или недобросовестно выполняет свои обязанности, нарушает права других, должно нести юридическую ответственность согласно законодательству. За правонарушения которые имеют самую высокую общественную опасность (преступления) устанавливается уголовная ответственность. Равновесие и спокойствие в обществе является достаточно «хрупким» объектом правовой охраны, а потому посягательство на него должно строго наказываться. Без согласии между национальными и этническими группами и «титульной» нацией об указанном покое не может идти и речи. Европа знает множество ужасных примеров в Югославии, Великобритании, Испании. Так Польша с помощью рычагов уголовной юстиции осуществляет защиту прав и свобод национальных меньшинств от противоправных посягательств. Уголовный кодекс Польши (Kodex Karny) устанавливает наказание за три преступления в сфере этнонациональных отношений. Так от 3-х месяцев до 5-ти лет лишения свободы грозит лицу производящему дискриминацию по национальному и (или) языковому признаку (артикул 119 Уголовного кодекса Польши). Публичные призывы к разжиганию национальной розни наказываются двумя годами ограничения или лишения свободы (артикул 256 Уголовного кодекса Польши). За публичное оскорбление или пренебрежение к лицу по причине его расовой, национальной, религиозной или этнической принадлежности к виновному должно быть применено наказание в виде лишения свободы до 3-х лет.

Польское государство, само разделяющее европейские ценности, в достаточной мере обеспечило нормативно-правовую реализацию принципов уважения человека и гражданина в том числе и право национальной самореализации. А как с правами нацменьшин в Украине?

Для КРТ