0 Comments

Прогресс шагает по планете! Заглядывает он иногда и в нашу страну – страну третьего мира посреди Европы. Теперь приобщиться к модным тенденциям может себе позволить каждый –  и бизнесмен, присосавшийся к государственному бюджету, и чиновник с миллионными доходами. Благо, дорогих игрушек сейчас предостаточно – машины, айфоны, гаджеты. После осовременивания пенсий, произведённого бывшим директором папиного рынка Гройсманом, уже каждый украинский пенсионер может не только  сделать селфи, завтракая в Париже, но и прикупить себе «лабутенов», не хуже чем у жены Луценко. И при этом расплатившись за всё биткойнами. Тут-то режим и подготовил сюрприз!

Что за зверь такой, этот “Биткойн”, который судорожно начали скупать украинские депутаты? Это виртуальная валюта, набор кодов, который «договорились» принимать субъекты, как средство платежа. Никакой магии, такой себе электронный бартерный эквивалент. И неплохо оцениваемый, между прочим – одна единица “Биткойн” равна 17 тысячам долларов США.

Однако нас мало интересует экономическая составляющая этого явления. Хотя одни пророчат крах международной монетарной системы и рождение новых способов взаиморасчётов. Другие крутят у виска, говоря об очередном мыльном пузыре и надувательстве. Только вот стоит ли баловаться с этой криптовалютой согласно украинского права?

Нежелательно! Если вы, конечно же, не небожитель из Верховной Рады или Администрации  Президента с целым веером паспортов разных стран и иммунитетом против бравых орлов из ГПУ, СБУ, НАБУ, НБР, НП, ГФС и прочих силовиков, которых уже сложно даже перечислить. НацБанк еще в письме от 08 декабря 2014 года, говоря об операциях по торговле иностранной валютой, а также о наличии оснований для зачисления на текущий счет физического лица иностранной валюты, полученной от продажи “Биткойн”, указал, что выпуск виртуальной валюты “Биткойн” не имеет какого-либо обеспечения и нет юридических обязательств по ней физических и юридических лиц. “Биткойн” не контролируется государственными органами власти ни одной страны в мире.

Итак, “Биткойн” является денежным суррогатом, который не имеет обеспечения реальной стоимости. Деятельность по купле-продаже “Биткойн” за доллары США или другую иностранную валюту имеет признаки функционирования так называемых “финансовых пирамид” и может свидетельствовать о потенциальной вовлеченности в осуществлении сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

Теперь вам ясно? Если будете увлекаться криптовалютой, так вас могут посадить за финансовые махинации. Только это не относится к депутатам от БПП Александру Урбанскому, Дмитрию Белоцерковцу и Дмитрию Голубову. Указанные персонажи задекларировали биткоинов на десятки миллионов долларов, однако у силовиков вопросов к ним нет. Ведь, что можно друзьям Порошенко, то запрещено обычным украинцам. Такая вот у нас тут Европа, украинская.

В судах вы тоже защиты не найдёте. Например, в одном из дел, которое рассматривал суд, между двумя лицами был заключен договор, согласно которому одно лицо обязалась создать определенное программное обеспечение, а другое обязалось передать в качестве оплаты “Биткойн” в эквиваленте 10 тысяч гривен. В связи с неисполнением обязательства по оплате за выполненные работы и считая указанный договор договором подряда разработчик программного обеспечения обратился в суд с иском о взыскании с заказчика суммы задолженности. В свою очередь, местный суд в иске отказал. Орган правосудия определил, что согласно с украинским гражданским правом по договору подряда одна сторона обязуется на свой риск выполнить работу по заданию другой стороны (заказчика), а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу. Спорный договор, по мнению суда, содержит признаки договора мены, поскольку субъективный состав обязательств сторон не отвечает условиям договора подряда. По договору мены (бартера), согласно Гражданского кодекса, каждая из сторон обязуется передать другой стороне в собственность один товар в обмен на другой товар, а именно на индивидуально определенное имущество или деньги.

Анализируя положения заключенного договора, суд отметил, что стороны договора согласовали его выполнения на безденежной основе, то есть предметом которого является только работы, товар (имущество/вещь). При этом стороны, определив предмет договора, который имеет признаки виртуального – цифровая продукция “Биткойн”, согласовали, что он не является предметом материального мира, не имеет индивидуальных признаков. Поскольку такой предмет договора нельзя идентифицировать и определить его признаки, как явления материального мира, такой предмет не может быть объектом судебной защиты.

Как там в Европе, куда Украина уже, по словам главного кондитера страны, вступила по уши? Представляете, 22 октября 2015 года Европейский суд (European Court of Justice, ECJ) постановил, что операции по обмену Биткойнов на валюты освобождаются от НДС. В решении суда уточняется, что закон об НДС распространяется на поставку товаров и оказание услуг. Транзакции в Биткойнах были отнесены к платёжным операциям с валютами, монетами и банкнотами и потому не подлежат обложению НДС. Суд рекомендовал всем странам-членам Евросоюза исключить криптовалюты из числа активов, подлежащих налогообложению.

Поэтому, прогресс, господа украинцы, только для европейцев, для граждан Панамы, а также для депутатов от БПП. А рядовым украинским гражданам остаётся лишь только радоваться очередному повышению цен, тарифов и пенсионного возраста. То есть, реформам!