0 Comments

Примерно каждый десятый египтянин является христианином. Большинство из них копты, то есть представители особого, исторически сформировавшего направления Христианства в Египте. Их церкви неоднократно становятся объектами нападений. Президент Египта, обычно это мусульманин, всегда клянется в единстве мусульман и христиан в стране, но в Конституции Египта записано, что источником право в т.ч. является и шариат. Поэтому, христиане в Египте подвергаются дискриминации. Традиционно Коптская церковь использует название «православная», но это всего лишь дань традиции. Важно понимать, что коптское христианство–это не часть Александрийского Православного Патриархата, а отдельная ветвь Христианства, своего рода, наши «двоюродные братья».

Термин «копт» происходит от греческого слова «египтянин». Когда регион был завоеван мусульманами в раннем средневековье, так называли коренное население, а позже, все чаще тех, кто не принял ислам. Однако, копты являются наследниками древнего Египта не только по названию, но и в культурном отношении, и по своему происхождению.

Элементы культуры фараонов сохранились в коптском христианстве. Конечно, обращенные египтяне того времени страстно выступали против старых языческих религий, но тем не менее они восприняли культурные выражения своего народа. По сей день, копты сохраняют традиции в искусстве, календаре, музыке, языке и других областях жизни, которые восходят к тысячелетию до нашей эры.

Коптские христиане в Египте несут многие элементы древнеегипетской культуры. Например, коптский календарь восходит к древнеегипетскому календарю, а коптский язык, который можно услышать в качестве литургического языка в церковных службах, также содержит древнеегипетские элементы. Коптский язык является последним языковым бастионом коренного египтянина. Коптский записывается греческими буквами, дополненными восемью специальными знаками, взятыми из египетского иероглифического или его более поздней демотической формы. Итак, тридцать одна буква. Даже если сегодня есть всего несколько сотен носителей языка, которые общаются на коптском в повседневной жизни, коптский по-прежнему используется в качестве литургического языка в религиозном контексте церквей и монастырей, подобно латыни в Ватикане и в литургии католической церкви.

Вплоть до раннего средневековья большинство египтян понимало и говорило на коптском языке. В ходе исламизации коптский в быту также был заменен арабским, хотя некоторые следы коптского влияния до сих пор скрыты в египетско-арабском диалекте.

Позднеантичная и средневековая литература коптов характеризуется переводами Библии, кодексами, монастырскими текстами, монастырскими уставами, богословскими и каноническими трактатами, легендами о мучениках и народными сказками. Есть также средневековые тексты по естествознанию и математике, написанные на коптском языке и письменности. Коптский календарь также следует образцу древнего Египта. Есть двенадцать месяцев по 30 дней в каждом плюс пять дополнительных дней для завершения календарного года. В високосные годы на один день больше. Коптские названия месяцев также восходят к древнеегипетским названиям. Хотя сегодня в современном Египте многие копты, как и другие египтяне, используют исламский календарь, египетско-коптский календарь по-прежнему популярен среди коптов-земледельцев, поскольку он лучше отражает естественные характеристики египетских времен года. Даже если многие коптские личные имена обнаруживают христианское влияние (например, «Булос» для Павла, «Бутрос» для Петра), есть некоторые, которые явно древнеегипетского и, следовательно, языческого происхождения.

Копты прослеживают историю своей церкви до евангелиста и апостола Марка, который, согласно традиции, принес христианство в Египет через несколько десятилетий после Христа. Основание церкви восходит к апостолу Марку, пришедшему в Египет в 42/43 г. и умершему мучеником в 68 г. Поэтому Коптская церковь считается одной из старейших церквей в мире.

К концу 3 века нашей эры большинство египтян обратились в христианство. Таким образом, образовавшаяся Коптская церковь является старейшей церковью в Африке и одной из старейших христианских общин в мире. Влияние Коптской церкви на остальное христианство было огромным. Важным вкладом в культуру христианского Запада явилась идея монашества и монашеской жизни, которая была впервые разработана в Египте и распространилась в Европе в ходе средних веков. Коптские монастыри в Египте были религиозными и интеллектуальными центрами. Здесь хранились тысячи богословских сочинений.

Коптская церковь в Александрии была одной из первых христианских конфессий, отделившихся от основной имперской или ранней церкви. Причиной стал раскол после Халкидонского собора (в 451 году), который был вызван богословским спором о природе Христа.

Представители Коптской церкви заняли миафизитскую позицию, которая учит единству человеческой и божественной природы Иисуса Христа. Проще говоря, копты придерживаются учения святителя Кирилла Александрийского (литургическая память 22 июня) о двух природах Христа в одном естестве. «Он совершенен в Своем Божестве; Он совершенен в Своем человечестве, но Его Божество и человечество соединились в одной природе, природе Воплощенного Слова». Согласно этому догмату, божественная и человеческая природы соединены во Христе. Эта богословская точка зрения навлекла на коптов необоснованное обвинение в монофизитстве (вере в единую божественную природу Христа в сочетании с неверием в полное воплощение Иисуса Христа). Но в отличие от монофизитсва, копты исповедует то, что Христос –это Бог и человек одновременно.

Если Иисус Христос одновременно и истинный человек, и истинный Бог, то как эти черты соотносятся друг с другом? Египтяне отвергли формулу Халкидонского собора (451 г.) как нововведение. Они настаивали на формулировке великого александрийского богослова и патриарха Кирилла, который говорил о «единой природе Воплотившегося Слова Божия».

Халкидонский собор провозгласил соединение двух природ (Божественной и человеческой) во Иисусе Христе «неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно». Копты не приняли эту формулировку, они исповедуют: «слитно, неизменно, нераздельно и неразлучно», то есть отличаются от Православия и Католичества лишь одним пунктом в догматическом вероучении и, соответственно, множеством своих традиций и обрядов и своеобразным сакральным искусством.

Изюминкой и центром христианского благочестия в жизни общины является совершение Евхаристии (благодарения/Причащения). В коптской духовности литургическое служение переживается, как место освящения через участие в святом таинстве Евхаристии. Евхаристическая литургия длится 2-3 часа и характеризуется символизмом, обрядами и большим количеством повторений, восклицаний, громких и тихих молитв и песнопений, которые позволяют верующим непосредственно и активно участвовать в происходящем всеми своими чувствами.

Обряды евхаристического богослужения содержатся в Евхологионе (богослужебной книге) в трех наиболее распространенных анафорах (обозначающих все совершение Евхаристии или средоточие, приношение жертвы). Коптский, как язык литургии был дополнен соответствующим национальным языком в ХХ веке. Состав и структура евхаристической литургии основываются как на особых положениях и правилах, касающихся места, дня, времени и периодичности литургического совершения, так и на расположениях, необходимых верующим для принятия Евхаристии или пользования алтарем, алтарной утварью и богослужебные облачения.

Каждому совершению Евхаристии предшествует Литургия Часов — различные молебны монашеского происхождения, следующие структуре коптского Часослова, в семь канонических часов (восход солнца, утро, полдень, день, закат, время сна, полночь).

Коптская литургия является не только делом духовенства, но и совершается, как общественная молитва с участием всего населения, включая детей. Дети интегрируются в религиозную жизнь с раннего возраста, потому что они получают таинство конфирмации сразу после крещения и, следовательно, могут участвовать в Евхаристии как полноправные члены церкви. Активное благочестие также включает в себя обязательство и помощь другим, а также семейную и общественную жизнь в целом и гостеприимство.

Необходимо заметить, что Халкидонский (Четвертый Вселенский Собор) считается датой раскола между сообществом Православных Церквей и так называемыми не-халкидонскими Церквями Египта, Сирии, Армении и Эфиопии.

Однако комиссия двух деноминаций, собравшаяся в 1989 и 1990 годах, согласовала формулировку, в которой все нашли выражение своей веры. Они надеются, что с помощью Святого Духа вскоре удастся преодолеть разделение и восстановить полное церковное общение.

Несмотря на полутора тысячелетний теологический спор с Византийской (Православной), а позднее с Римской (Католической) церковью, коптизм выиграл от христианизации Восточной Римской империи. К концу третьего века большинство египтян были христианами. Но все изменилось в 640 году, когда арабы завоевали эту территорию, и Египет стал исламским. Из-за различного налогообложения христиан и мусульман и из-за многочисленных временных гонений на христиан и разграбления монастырей копты стали меньшинством в Египте в пользу арабизированного и мусульманского большинства. Тем не менее, коптское влияние было сильным в средние века. Иногда копты также могли занимать высокие посты под властью мусульманских султанов.

На протяжении почти 1500 лет копты составляли меньшинство в стране, и цифры об их численности сильно различаются. Серьезные оценки основаны на пятидесяти процентах населения. С другой стороны, другие христианские конфессии почти не играют роли в стране на Ниле.

С появлением ислама многие христиане обратились в новую религию. Некоторое обновление произошло в 19 веке, и сегодня около 10% египтян принадлежат к Коптской церкви. Копты эмигрировали в Северную Америку, Австралию и Европу в последние десятилетия.

Большинство египетских христиан – копты, и большинство из них принадлежат к Коптской церкви, не Александрийскому Православному (греческому) Патриархату. Копты – это крупнейшая христианская община Ближнего и Среднего Востока. Есть также более мелкие конфессии коптских протестантов и коптских католиков. Вы можете увидеть коптские церкви почти в каждом крупном городе Египта. Копты также содержат различные традиционные монастыри; в Египте есть много коптских школ, колледжей, больниц, домов престарелых, детских домов, яслей, пунктов помощи беременным женщинам, домов для слепых, студенческих общежитий, музеев и культурных центров. Коптские церкви и соборы, а также большие исламские мечети составляют городской пейзаж. Некоторые коптские праздники также отмечаются публично в Египте. Сегодня многочисленные копты живут в диаспоре, особенно в Европе и Северной Америке.

С 2012 года нынешний Папа (такой титул использует не только лидер Католической Церкви, но и коптский первоиерарх) Тавадрос II, 118-й преемник престола Святого Апостола Марка, и глава Коптской церкви по всему миру. Сегодня в Египте проживает 11-18 миллионов коптов, плюс около 2 миллионов коптов в диаспоре. Самые большие общины экспатриантов находятся в Австралии, Канаде и США.

Коптское наследие Египта проявляется на двух уровнях: один носит религиозный характер. Он включает в себя коптскую литургию или монастыри и церковные здания по всей стране. Другой — общество в целом, выходящее за ворота церквей. Коптская церковь всегда прикладывала много усилий для обеспечения хорошего образования жителей Каира, а также жителей Верхнего Египта. Однако влияние коптов трудно определить, потому что они представлены во всех сферах жизни. Важно отметить, что коптское население представляет собой нестратифицированное меньшинство. Это означает, что вы найдете коптов среди самых бедных, мусорщиков, например, но при этом самый богатый египтянин не мусульманин, а копт.

Положение коптов в Египте сегодня тяжелое, так как они подвергаются преследованиям с двух сторон: с одной стороны, неоднократные нападения исламистов на церкви, школы и детские сады общины. Например, в 2016 году при взрыве бомбы у собора Святого Марка в Каире погибло не менее 25 человек.

С другой стороны, христианам также приходится бороться с государственной дискриминацией: им отказывают в доступе к высшим постам в народном хозяйстве и администрации, в полиции и армии. Бюрократические преграды для возведения или ремонта церквей также очень высоки: например, прихожане должны доказать, что церковь не «ухудшает мусульманскую среду».

Несмотря на невыгодное положение, копты установили такие тесные связи с египетским правительством, что их даже называли «государственной церковью». Другая сторона медали: события Арабской весны и связанные с ними анархические условия, приведшие к грабежам и насилию в отношении коптов, очень тесно связанных с государством. С момента вступления в должность в 2012 году действующий папа-копт Тавадрос II считает связи с правительством крайне важными.

Особое вдохновение и мотивация ранних христианских верующих в позднеантичном Египте была твердой верой в библейское предание о том, что Святое Семейство, т.е. Иосиф-Обручник, Святая Богородица и Спаситель Мира, Господь наш Иисус Христос, провели несколько лет в Египте. После рождения Христа они бежали из Вифлеема в Египет от преследований Ирода, который, согласно Евангелию от Матфея, убил там новорожденных детей (см. Мф. 2:13). Из-за пророчества трех святых волхвов он опасался рождения нового царя.

Для христиан-коптов пребывание Святого Семейства в Египте является важной частью их веры. Через временное присутствие Христа Египет становится частью Святой Земли. Таким образом, Египет, в котором Иосиф, как говорили, был чиновником фараона, а Моисей действовал как пророк, освободитель и несущий спасение, снова стал частью библейского мира веры. Согласно коптской традиции, Святое Семейство оставалось в Египте более трех лет. Ряд мест вдоль Нила связан с коптскими традициями, рассказывающими преданию жизни и чудесах Иисуса Христа.

Вероятно, эта вера в сопричастность Спасителя по отношению к земле Египетской помогла египетским христианам пережить все исторические бури, и сохранять верность Христу и в наши дни.

PC Imform