0 Comments

Православные Молдовы на каждой мессе поминают пособника Путина Гундяева, что ныне возглавляет РПЦ, благословляя братоубийственную войну. И это не смотря, что часть территории Молдовы оккупирована Москвой. Ничего удивительного, ведь местные осколки православия, редко ориентируются на свою тёмную паству, сохраняя верность источнику поповского дохода.

К своему 70-летию митрополит Кишиневский и всея Молдовы, который также является гражданином России, был награжден патриархом Московским и всея Руси Кириллом, который ранее благословил российскую армию на войну, орденом преподобного Серафима Саровского (I степени). Видите, никто даже не пытается скрыть торчащие уши кремля.

На территории Республики Молдова существуют две православные церкви — одна связана с Русской православной церковью, а другая — с Румынской православной церковью. Исторические корни ситуации восходят к оккупации румыноязычной Бессарабии Российской империей в 1812 году. Тогда местные епархии перешли под власть Русской Православной Церкви. После воссоединения области с Румынией в 1918 году российский Патриарх Тихон предоставил молдаванам выбор между Русской Церковью и Румынской Церковью, и была выбрана последняя. Территория оставалась под Румынской церковью до Второй мировой войны, когда она была завоевана Советским Союзом, и местная церковь стала епархией Русской Православной Церкви.

По преданию на территорию Молдовы и Румынии Христианство принес апостол Андрей, который является и основателем патриаршей кафедры в Константинополе. К XIV веку молдавская церковь находилась под властью митрополита Галицкого, подчинявшегося Константинопольскому патриаршему престолу. Границы Молдовы сильно менялись с течением времени. В XIV веке в её состав входили современная западная Молдавия (также известная, как собственно Молдова, ныне в составе Румынии), восточная Молдавия (ныне в составе Республики Молдова), восемь уездов восточной Румынии, Бессарабия и часть юго-западной Украины. В 1391 году православный патриарх в Константинополе повысил статус молдавской церкви, назначив ее главой митрополита; тогда же была учреждена Молдавская митрополия на правах автономии. Молдавские священнослужители оказали огромное влияние на православие далеко за пределами Молдовы.

Самый известный из них — Петру Мовиле (Петро Могила по-украински), родившийся в 1596 году, был сыном Симеона Мовилы, князя Молдавии и трансильванской княжны Маргариты. После убийства отца он укрылся в Речи Посполитой.

Петру Мовиле сочетал в себе духовное осознание с национальным пробуждением, поощряя появление украинского и румынского языков и национальной идентичности. Ведущий богослов того времени, Петру Мовиле выступал за замену старославянского на румынский в качестве богослужебного языка в румынских землях. Он основал Лаврскую монастырскую школу для обучения монахов богословию, философии, риторике и классике, способствовал внедрению печатного станка в Украине и на румынских территориях. Мовиле служил митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси с 1633 года до своей смерти в 1647 году.

После падения Византии молдавские княжества оказались в вассальной зависимости от Османской империи. Надо сказать, что православные в те времена вели себя не всегда достойно. Греки-фанариоты стали играть первую скрипку, что привело к формированию абсолютного нехристианского чувства этнического превосходства над негреческими православными народами (славянами и валахами, то есть предками современных румын и молдаван).

По сути, Константинопольский Синод пустил дела на самотек и практически не занимался попечениям о так называемых «варварах», или опираясь на турецкие штыки проводил их эллинизацию.
Российский имперский Синод вел себя достойнее, и реально (хотя не всегда успешно) занимался проблемами православных народов. Такая ситуация сложилась на начало XIX столетия.

В 1812 году Османская империя уступила восточную Молдавию и Бессарабию Российской империи. В 1813 году русская церковь учредила Кишиневскую и Хотинскую епархию под руководством митрополита Гаврила Баналеску-Бодони (1746–1821).

Уроженец Трансильвании, он ранее служил экзархом Молдавии-Валахии и был митрополитом Киевским и Галицким. Патриарх Константинопольский Неофит VII расценил назначение митрополита Гавриила, как посягательство России на его власть и приказал османским властям арестовать митрополита. Хотя Гавриил был заключен в тюрьму в Константинополе, он не отказался от своего положения и в конце концов был освобожден после дипломатического вмешательства России. Митрополиту Гаврилу все же удалось вырвать молдавскую епархию из рук фанариотов и передать её российскому синоду. Более того, впоследствии он был канонизирован.

В 1859 году западная Молдова объединилась с Валахией, образовав Румынию. После Первой мировой войны Румыния вернула себе восточную Молдову и Бессарабию. Епархии тогда перешли в ведение Румынского Синода, то есть той церкви, которая уже имела Томос и была реально автокефальною.

Когда Молдова стала независимой в 1991 году, Русская церковь учредила автономную Митрополию Кишинева и всея Молдовы. В настоящее время она имеет шесть епархий и, как сообщается, собирает до 85 процентов местных православных верующих.

Однако в 1992 году епископ и священнослужители, не согласные с этим решением, саморганизовались и попросили Румынскую церковь принять их, что она и сделала, учредив собственную Бессарабскую митрополию, тесно связанную с румынской идентичностью.

Потребовалось десятилетие и юридическая борьба в Европейском суде по правам человека, чтобы получить официальную регистрацию. Напряженность обострилась в 2007 г. когда Румынский Патриархат реактивировал дополнительные епархии в Молдове.

Последнее представляло собой восстановление аналогичной структуры, существовавшей в межвоенный период, когда историческая провинция Бессарабия (которая включает большую часть сегодняшней Республики Молдова, за исключением Приднестровья) была частью Румынии и продвигала панрумынскую идентичность, основанную на представлении о том, что молдаване на самом деле являются румынами, и, что молдавская нация — это конструкция советских времен. Первая придерживается более инклюзивного взгляда на свою молдавскую паству, состоящую не только из большинства румыноязычного населения, но и из значительного, в основном русскоязычного, этнического меньшинства.

Разные взгляды на идентичность находят свое отражение и в статистике этнического состава страны. Так, по переписи 2014 года 73,7% респондентов заявили, что они молдаване, а еще 6,9% заявили, что они румыны. К этническим меньшинствам относятся украинцы (6,5%), русские (4%), гагаузы (4,5%) и болгары (1,8%). В то время как религиозная демография непризнанной на международном уровне так называемой Приднестровской Молдавской Республики (известной в мире как Приднестровье) аналогична демографии Молдовы в целом, где примерно 90 процентов населения принадлежит Митрополии Кишинева и всея Молдовы (хотя и без приходов Бессарабской митрополии), его этническая структура существенно отличается: только 28,6% молдаван, русские составляют 29,1%, а украинцы 22,9% населения.

Соперничество, очевидно, носит политический характер и связано с сущностью молдавской идентичности. Однако, в отличие от Украины, это нерешенное разделение внутри Православия не вошло еще в повестку дня. Согласно молдавскому законодательству, отдающему пальму первенства именно московитам, Бессарабская митрополия пока не имеет возможности заключать договоры о сотрудничестве с государственными учреждениями, но активно работает в социальной сфере. Он направляет большую часть своей благотворительной деятельности через Социальную миссию диаконии. Ключевые социальные проекты включают поддержку малообеспеченных семей и матерей-одиночек, пожертвования продуктов питания и одежды, помощь в интеграции детей-сирот, столовые для пожилых граждан, детские и молодежные лагеря и т.д. В частности, Диакония сотрудничает с (небольшими) Римско-католическая община, а также Каритас Вена и Амброзиана входят в число международных доноров организации. В отличие от Митрополии Кишиневской и всея Молдовы, имеющей в столице свою Духовную академию, большинство будущих священников Бессарабской митрополии учатся в Румынии.

Когда румынский патриарх Даниил и российский патриарх Кирилл дважды встречались в 2017 году, они, как сообщается, даже не обсуждали этот вопрос. Во-первых, этот более спокойный фронт может быть связан с относительно небольшим числом людей, принадлежащих к поддерживаемой Бухарестом Митрополии Бессарабии.

Во-вторых, молдавские власти меньше внимания уделяют этому вопросу, и лишь некоторые промосковски настроенные архиереи видят в этом опасный прецедент. Проблема небольшого молдавского православия рассматривается, как второстепенная по сравнению с другими вызовами, стоящими перед Россией и ее церковью, особенно в Украине.

Сегодня связанная с Россией Митрополия Кишинева и всея Молдовы остается церковью большинства с большим отрывом, но нет никаких сомнений в том, что митрополит Петру Бессарабский, глава связанной с Румынией церкви, использовал российское вторжение в Украину для укрепления своего положение в стране и справедливо переживает по поводу враждебности России.

Накануне российского вторжения в Украину стало ясно, что любая война между Россией и Украиной будет религиозной войной. То же верно и для Молдовы (и, если на то пошло, было бы верно в Эстонии и Грузии), потому что нынешнее возобновление российской агрессии тесно связано с внутриправославным конфликтом по поводу либерализма и современности.

Места, в которых Православная Церковь вовлечена в церковный конфликт, являются горячими точками в этой битве, включая Соединенные Штаты. В свою очередь, это также регионы, имеющие большое значение в глобальных культурных войнах, что указывает на то, что христианскому Востоку вообще и православному христианству в частности отводится уникальная и значительная роль в этой нарождающейся глобальной борьбе. Культурная зона, долгое время находившаяся в тени своего западного брата христианского Востока, так долго одержимая своим средневековым прошлым, теперь, вольно или невольно, оказалась в центре очень современной битвы.

К сожалению, Украина не конец этой битвы. Очень вероятно, что это только начало. И если следующей главой станет Молдова. В религиозной демографии Республики Молдова доминирует православное христианство, которое могло (имело) потенциал служить объединяющим фактором в этнически разнообразном обществе, почти поровну разделенном между сторонниками евроинтеграции и теми, кто предпочел бы более тесные связи с Россией.

Учитывая прошлые привилегированные отношения с Митрополией Кишинева и всея Молдовы, еще предстоит увидеть, в какой степени нынешние или будущие молдавские власти будут склонны к более инклюзивному подходу в этом отношении, и это будет зависеть от геополитической ориентации, определяющей политику правительства. относительно его общего подхода к религиозным общинам в стране.

Тем временем в Молдавии произошли события, которые беспокоят Москву. Местные СМИ на прошлой неделе сообщили, что прозападный президент Молдавии Майя Санду решила продвигать автокефалию, чтобы ограничить возможность Москвы использовать местную православную церковь против нее и ее политики. Это вызвало опасения в Москве, потому что, хотя Санду была сосредоточена в основном на светских вопросах, а в Молдове отделение церкви от государства закреплено в конституции, Румыния, которой все чаще следует Кишинев, сделала церковь государственной структурой, а ее священники и иерархи это государственные сотрудники.

Таким образом, поиск автокефалии для православия в Молдове может открыть путь к дальнейшему сближению или даже единству Молдовы и Румынии, чему Москва категорически противится. Такой исход еще больше подорвал бы усилия президента Владимира Путина по продвижению своего «Русского мира», как идеологической концепции, основанной не только на языке, но и на культуре, определяемой религиозной терминологией.

Относительно Молдавской Православной церкви можно предусмотреть несколько сценариев: 1) оставить все как есть, но с усилением сотрудничества между Кишинёвской и Бессарабской митрополиями 2) украинский сценарий: Объединительный собор и еще одна автокефалия. Кремль и Московский Патриархат все больше обеспокоены тем, что в ближайшие недели будут предприняты новые шаги к получению автокефального статуса для православных церквей в Беларуси и Молдове, шаги, которые могут еще больше оттолкнуть эти страны от орбиты Москвы, как это уже произошло с автокефалией в случае Украины.

Но это вариант представляется проблемным ввиду существования и Румынской автокефальной церкви и ввиду принципа «не множите сущности без надобности». В целом, насколько необходим парад автокефалий, стоит еще подумать и 3) третий вариант, представляется более желательным интеграция Кишинёвской митрополии с сохранением и реанимацией её автономного статуса в Румынский патриархат.

Андрей Гожый, специально для PC Inform,
Кишинев